|
Close Help |
Метод представления знаний – совокупность взаимосвязанных средств формального описания знаний и оперирования (манипулирования) этими описаниями.
(аналог модели данных в теории Баз Данных – понятие концептуального уровня)
Знания, необходимые для решения задач и организации взаимодействия с пользователем, – факты (утверждения).
Факт – формула в некоторой логике.
Система знаний – совокупность формул.
База знаний – система знаний в компьютерном представлении.
Основные операции:
логический вывод (доказательство теорем)
Примеры:
иметь (Саша, книга) «Саша имеет книгу»
иметь (Саша, книги) → иметь (Саша, книга) «Если Саша имеет книги, то он имеет книгу»
(∀x) [человек (x) → иметь (x, книга)] «Каждый человек имеет книгу»
(∀x) [свободен (x) → ¬(∃y) (на (y,x))] «Если кубик x свободен, то нет такого кубика y,
который находится на кубике x»
Достоинства:
Знания, необходимые для решения задач и организации взаимодействия с пользователем, – объекты/события и связи между ними.
Статические семантические сети - сети с объектами.
Динамические семантические сети (сценарии) - сети с событиями.
Система знаний – совокупность сетей (или одна общая сеть).
База знаний – система знаний в компьютерном представлении.
Для представления семантических сетей используются графы:
вершина - атомарный объект (событие),
подграф - структурно сложный объект (событие),
дуга - отношение или действие.
Примеры отношений:
род-вид («компьютер» – «персональный_компьютер»)
целое-часть («компьютер» – «память»)
понятие-пример («компьютер» – «конкретный компьютер . . . »)
Основные операции:
сопоставление с образцом, поиск, замена, взятие копии
Пример сети:
<описание компьютера> / <описание семейных отношений>
Достоинства:
Знания, необходимые для решения задач и организации взаимодействия с пользователем, – фреймы.
Фрейм-понятие – отношение/действие + связанные этим отношением/участвующие в этом действии объекты.
Фрейм-пример – конкретный экземпляр отношения/действия + конкретные объекты (связанные этим отношением/участвующие в этом действии).
Система знаний – совокупность фреймов-понятий и фреймов-примеров.
База знаний – система знаний в компьютерном представлении.
Фрейм: ИМЯ - отношение/действие
СЛОТЫ - объекты или другие фреймы
С каждым слотом может быть связана такая информация:
УСЛОВИЕ НА ЗАПОЛНЕНИЕ (тип, «по умолчанию», связь с другими слотами)
АССОЦИИРОВАННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ (действия, выполняемые, например, при заполнении этого слота)
Основные операции:
поиск фрейма/слота, замена значения слота, взятие копии фрейма-понятия
Примеры:
Фрейм-понятие «Перемещать»
ПЕРЕМЕЩАТЬ (кто?, что?, откуда?, куда?, когда?, . . .)
Условия: кто? – человек, робот, . . .
откуда? – место
. . .
Фрейм-пример
ПЕРЕМЕЩАТЬ (Саша, Саша, Главное_Здание_МГУ, Факультет_ВМК, вчера в 15-30, . . .)
Фрейм-понятие «Персональный_компьютер»
ПЕРСОНАЛЬНЫЙ_КОМПЬЮТЕР (процессор?, тактовая_частота?, память?, монитор?, . . .)
Фрейм-пример
ПЕРСОНАЛЬНЫЙ_КОМПЬЮТЕР (Pentium-III, 600 МГц, 128Мб, SONY, . . .)
Достоинства:
Знания, необходимые для решения задач и организации взаимодействия с пользователем, – продукции (продукционные правила).
Продукция – правило вида: p: α→β (где: p – предусловие, α - антецедент, β - консеквент).
Система знаний – система продукционных правил + стратегия выбора правил.
База знаний – система знаний в компьютерном представлении.
Основные операции:
вывод (применение правила, определение правила-преемника и т.д.)
Примеры:
True: T > 200°C & P > 5 кПа → открыть клапан № 3
True: Х - башня → Х имеет_часть У1 & У1 есть КРЫША & . . .
Достоинства: