Факультет ВМиК МГУ — 2001 — преп. Катречко С.Л.

 

В файле содержатся:

(1)   Общие требования к экзамену

(2)   Список самостоятельных работ

(3)   Первоисточники (философские тексты) для семинарских занятий

(4)   Примерный список вопросов к экзамену по лекционному курсу

(5)   Литература для подготовки к экзамену

(6)   Список терминов (глоссарий) и примерные темы тестовых заданий

 

1. Общие требования курса «философия»

1. Продумывание следующих тем (проблем) философии:

-       онтологическая проблематика (бытие, вещь, волна, субстанция)

-       гносеологическая проблематика (что такое знание? что такое познание? общая схема познания? схемы познавательного процесса по Канту и Гуссерлю?)

-       проблематика языка (что такое язык?…..)

-       проблематика науки (что такое наука?….)

-       проблематика человека (что такое человек?…)

Особенностью лекционного курса является то, что он не является историко-философским курсом. Прежде всего, будут освещаться основные проблемы философии. Лекционный (семинарский) курс предполагает самостоятельное освоение определенных — как правило небольших — философских текстов — см. список первоисточников ниже.

2. Самостоятельная проработка философских текстов (это требование факультативно, но очень важно для меня: если кто-то освоит, например, «Критику чистого разума» Канта (или текст Шопенгауэра), то наверняка не получит плохой оценки на экзамене — см. список основополагающих философских текстов.

3. Написание самостоятельных работ на основе проработки философских текстов.

4. Активность студентов оценивается «рейтинговой оценкой». «Рейтинг» — условная оценка, фиксирующая степень текущей работы учащегося в семестре (субъективное мнение преподавателя) и соответствующая примерной экзаменационной оценке, с которой студент (аспирант) начинает «сдачу» своего экзамена. «Рейтинг» обладает свойством «полупроводниковости», т.е. его величину «трудно» (хотя и возможно) уменьшить. Кроме того, в зависимости от величины рейтинга учащийся может рассчитывать на уменьшение «объема» подготовки материала (вопросов), выносимых на экзамен. Таким образом, «рейтинг» является компромиссной формой между обычным экзаменом и «автоматом», призванной несколько облегчить «жизнь» хорошо работающим в семестре студентам (аспирантам) и фиксирующей степень их философской грамотности. Отсутствие «рейтинга» означает ровным счетом ничего.

 

2. Самостоятельные работы

Написание небольших письменных самостоятельных работ (объем – до 1—3 стр.):

  1. Специфика способа бытия человека.
  2. Что такое добродетель?
  3. Цель и смысл человеческого существования.
  4. Что такое вещь? Парадокс корабля Тезея.
  5. Что такое искусственный интеллект? Как он возможен? /// Что такое виртуальная реальность в ее отличие от обычной реальности? (телеконференция).
  6. Что представляет собой современная цивилизация? Допустимо ли силовое решение социальных конфликтов?

 

3. Первоисточники (философские тексты) для семинаров

Тема 1. Платон

    Апология Сократа

    Федон

    Менон

    Парменид

 

Тема 2. Аристотель

    Категории (+ комментарий Порфирия, Боэция, текст Г. Райла «Категории», текст Э. Бенвениста «Категории мысли и категории языка»)

    Метафизика. Книга 1

    Метафизика. Книга 9

 

Тема 3. Р. Декарт

    Рассуждение о методе  /// Правила для руководства ума

    Разыскание истины посредством естественного света (+ критика декартовского «cogito» Вл. Соловьевым в его работе «Теоретическая философия»)

 

Тема 4. Г. Лейбниц

    Монадология (+ И. Кант «Физическая монадология»)

    Рассуждения о метафизике

    Размышления о познании, истине, идеях

 

Тема 5. И. Кант

    Критика чистого разума (главы):

     «Трансцендентальная эстетика»

     Трансцендентальная аналитика» («Категории»)

    «Антиномии чистого разума» (диспут)

    Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в качестве науки

    Что значит ориентироваться в мышлении?

 

Тема 6. Современные философы

    А. Камю «Эссе об абсурде. Миф о Сизифе»

    Л. Витгенштейн Логико-философский трактат (тезисы 1 — 2)

    Х. Ортега-и-Гассет Восстание масс

 

4. Примерный список вопросов к экзамену (по лекциям):

1.   Генезис философии. Философия и миф. Исторические рамки философии. Основные периоды в истории европейской философии. Парадигмы философствования.

2.   Специфика философии как формы общественного сознания. Соотношение философии, науки, искусства, религии (см., (1) работу Х. Ортеги-и-Гассета «Что такое философия?» или как альтернатива (1) работы Ж. Делеза, Фр. Гваттари «Что такое философия?», М. К. Мамардашвили «Введение в философию» //Его же. Необходимость себя; + Его же. Нетипичность моей мысли; С. Лангер «Философия в новом ключе»).

3.   Структура философского знания. Основные разделы философии.

4.   Онтология как философская дисциплина. Основные типы онтологии в истории философии.

5.   Бытие как первая философская категория. Основные вехи ее осмысления (милетцы, Парменид; различение бытия и единого у Платона (диалог «Парменид»); различение бытия и сущего у Хайдеггера («Вещь», «Искусство и пространство») и присутствия  и со-присутствия у Х. Ортеги-и-Гассета «Что такое философия?», гл.5). Бытие как «вещь», «свойство», «отношение». «Онтологический поворот» в философии XX века.

6.   Онтология «Логико-философского трактата» Л. Витгенштейна. Как вы понимаете его положение о том, что «мир состоит не из вещей, а из фактов» (см. его «Логико-философский трактат», тезисы 1 — 2). Тезис об онтологической относительности У. Куайна (см. его статьи «Онтологическая относительность», «Вещи и их место в теориях»).

7.   Что такое вещь? Парадокс корабля Тезея и подходы к его разрешению (подход М. Розова (см. учебник Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. «Философия науки и техники»), А. Уемова (см его работу «Вещи, свойства и отношения», У. Куайна «Вещи и их место в теориях»)). Отличие «вещи» и «волны».

8.   Категориальные сетки Аристотеля и Канта: сравнительный анализ, преимущества и недостатки каждой. Современный подход Г. Райла (по работам Аристотеля «Категории», И. Канта «Критика чистого разума», Г. Райла «Категории»).

9.   Гносеология (эпистемология) как философская дисциплина. Основные концепции познания в истории философии. Эволюционная теория познания (см. кн. Г. Фоллмера «Эволюционная теория познания»)

10.Что такое знание? Его типы и уровни (знание и мнение (Платон); «идолы» разума (Бэкон); истины факта и разума (Лейбниц); априорное и апостеорное знание (Кант); синтетическое и аналитическое знание (Кант)). Знание и информация (см. сборник «Что значит знать?»).

11.Общая характеристика познания как перехода от не-знания к знанию по С.Л. Франку (С. Л. Франк «Предмет знания»). Модельная теория познания. Основные этапы познавательного процесса (см. приложение в кн. Д. И. Дубровского «Обман»).

12.Рассудочное познание. Структура познавательной (рассудочной) деятельности по И. Канту. (Соотношение чувственности, рассудка, воображения, способности суждения, разума; анализ и синтез; схематизм рассудка (по работам И. Канта «Критика чистого разума», «Пролегомены…»; + см. также работу Ю.М. Бородай «Воображение и теория познания»).

13.Интуитивное познание. Гуссерлевская (феноменологическая) схема познавательного процесса. Понятия интенциональности, ноэмы, ноэзиса, ретенции, протенции, трансцендентального субъекта. Феноменологическая редукция. Эйдетическая и категориальные интуиции. Тезис Э. Гуссерля «Назад к самим вещам» (см. работы Ж.-П. Сартра «Интенциональность: основное понятие феноменологии», Э. Гуссерля «Феноменологию» (статья для Британской энциклопедии); + см. также работу В.И. Молчанова «Время и сознание»).

14.Что такое язык? Семиотика как общая наука о знаковых системах. Семантический треугольник Фреге — Ричардса-Огдена (см. статью Г. Фреге «Значение и смысл»). Язык и сознание.

15.Знание и язык. Гипотеза языковой относительности Сепира-Уорфа (см. их статьи в сб. »Зарубежная лингвистика». Т.1). Концепция «языковых каркасов» Р. Карнапа (см. его работу «Эмпиризм, семантика и онтология»). Основные парадигмы языка («эпистемы») в истории западной философии (по работе М. Фуко «Слова и вещи»). Поворот к языку» в философии ХХ века.

16.Человек как предмет философского осмысления. Современные философские представления о человеке (экзистенциализм, неокантианство, психоанализ, постструктурализм):

                        феноменологическая трактовка: интенциональность, «жизненный мир».

            неокантианская трактовка: человек как «символическое животное».

            экзистенциальная трактовка: экзистенция, человек как «проект».

            психоаналитическая трактовка: структуры «Я», «ОНО», «Сверх-Я»

            структуралистское понимание человека: тезис о «смерти человека».

17.Специфика способа бытия человека. Временность (длительность) и сознание. Сопоставьте взгляды И. Канта, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, А. Бергсона. (А. Бергсон Творческая эволюция; + В.И. Молчанов Время и сознание + С. Аскольдов Время онтологическое, психологическое, физическое).

18.Что такое наука? Проблема ее демаркации (критерий). Наука как «куматоид» (М. Розов). Структура (строение) научного знания. Ее онтологические предпосылки. Понятие «парадигмы» Т. Куна, «научно-исследовательской программы» И. Лакатоса. Социокультурная обусловленность науки.

19.Наука как «символическое описание» (по одноименной статье П. Флоренского). Концепция «репрезентаторов» М. Вартофского. Специфика различных типов научного знания (естественнонаучное и гуманитарное знание; эмпирическое и теоретическое знание).

20. Социум как предмет философского осмысления. Общество и государство. Смысл человеческой истории.

 

+ Будут освещены следующие вопросы по истории философии (список примерный!)

·      Специфика древнеиндийской и древнекитайской философии. Основные положения буддизма. Учение буддизма о человеке. Конфуцианство и даосизм. Социальная концепция Конфуция.

·      Древнегреческая натурфилософия: учение о первоначалах.

·      Элейская школа. Апории Зенона.

·      Атомизм Демокрита.

·      Объективный идеализм Платона: миры идей и вещей. Концепция анамнезиса.

·      Философии Аристотеля. Гилеоморфизм. Учение о четырех причинах.

·      Фр. Бэкон как идеолог новой науки. Учение Бэкона об «идолах».

·      Эмпиризм Локка. Его учение о первичных и вторичных качествах.

·      Философия Р. Декарта. Учение Декарта о методе. «Cogito» Декарта.

·      Монадология Лейбница.

·      Теория познания И. Канта. Кантовская «Критика чистого разума».

·      Философские взгляды Фр. Ницше. Его концепция человека и сверхчеловека.

·      Феноменолого — экзистенциальное направление в современной философии.

·      Философия позитивизма: основные этапы, проблематика, представители.

·      Поворот к языку» в философии ХХ века. Философские взгляды Л. Витгенштейна. Аналитическая философия. Структурализм. Герменевтика.

·      «Онтологический поворот» в философии ХХ века. Философия М. Хайдеггера.

 

5. Список учебных пособий и первоисточников по лекциям:

 

Список текстов первоисточников

(знание которых необходимых для успешной сдачи экзамена):

(Номерами помечена основная литература. При подготовке соотнести тексты с вопросами к экзамену (см. выше). Практически вся литература есть в «электронном» виде на сервере «Философия в России»; см. либо общий каталог библиотеки — www.philosophy.ru/library/catalog.html; либо каталоги в директории physicswww.philosophy.ru/library/physics/index.html)

1.        Х. Ортега-и-Гассет Что такое философия? (лекции 1 — 8) или (как альтернатива №1):

            Ж. Делез, Фр. Гваттари Что такое философия?;

             М. К. Мамардашвили Введение в философию //Его же. Необходимость себя; (Его же. Нетипичность моей мысли);

            С. Лангер Философия в новом ключе;

            К. Ясперс Введение в философию;

            Э. Корет Основы метафизики.

2.        Вл. Соловьев Теоретическая философия //Его же. Сочинения Т.1

3.        М. Элиаде Священное и мирское (или другие его работы, посвященные Мифу); + см.:

             Л. Леви-Брюль Первобытное мышление;

             К. Леви-Строс Неприрученная мысль //Его же. Первобытное мышление.

4.        Платон: Парменид (общее знание), Федон, Менон.

             Фрагменты древнегреческих мыслителей (в частности, Парменид поэма «О природе»).

5.        Аристотель: Метафизика (общее знание), Категории (+ комментарии Порфирия и Боэция)

6.        Г. Райл Категории //Его же. Понятие сознания

             Э. Бенвенист Категории мысли и категории языка //Его же. Общая лингвистика, 1974 (1998)

7.        Р. Декарт Разыскание истины посредством естественного света //Его же. Сочинения, т.1.

8.        Рассуждение о методе   ///   Правила для руководства ума

9.        Г. Лейбниц Монадология

             Рассуждение о метафизике.

10.    И. Кант Критика чистого разума (главы «Трансцендентальная эстетика», «Категории», «Антиномии чистого разума»).

             Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в качестве науки

             Физическая монадология (см. Лейбниц Монадология);

             Что значит ориентироваться в мышлении

             М. Хайдеггер Кант и проблема метафизики

             Ю. М. Бородай Воображение и теория познания (к вопросам по философии И. Канта)

11.    Ж.-П. Сартр Интенциональность: основное понятие феноменологии.

12.    Э. Гуссерль Феноменология (статья для Британской энциклопедии)

             Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т.1 (Идеи-1). М., 2000

             Логические исследования

             А. Бергсон Творческая эволюция

             С. Аскольдов Время онтологическое, психологическое, физическое

             В. И. Молчанов Время и сознание (к вопросам по феноменологии и Канту)

13.    А.И. Уемов Вещи, свойства и отношения (глава «Вещи»)

14.    У. Куайн Вещи и их место в теориях //Хрестоматия по аналитической философии

             У. Куайн Онтологическая относительность //Современная философия науки

15.    Л. Витгенштейн Логико-философский трактат (тезисы 1 — 2)

             Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники (концепция «куматоидов»)

             М. Хайдеггер Вещь //Его же. Время и бытие

             А.Ф. Лосев Самое само //Его же. Миф, число, сущность. М., 1987

16.    Г. Фоллмер Эволюционная теория познания

17.    Д. И. Дубровский Обман //Приложение «Взаимосвязь знания и незнания».

             Что значит знать? (сб. научных статей; ред. Катречко С.Л.) (общее знание)

             С.Л. Франк Предмет знания (общее знание)

18.    Г. Фреге Значение и смысл

19.    Гипотеза Сепира-Уорфа: см. статьи Б.Л. Уорфа в сборнике «Зарубежная лингвистика». Т. 1 (переиздание сб. «Новое в лингвистике», вып.1, 1960)) — см. ст. Э. Сэпира, Б. Уорфа на сервере.

             Р. Карнап Эмпиризм, семантика и онтология //Его же. Значение и необходимость.

             М. Фуко Слова и вещи (общее знание)

             В.В. Налимов Вероятностная модель языка

             С.Л. Катречко С.Л. О гипотезе "языковой относительности" (комментарий + первоисточники)

20.    П. Флоренский Наука как символическое описание //Его же. Соч. в 4 тт. Т.3(1) с. 104-118

21.    М. Вартофский Рисунок, репрезентация и понимание //Его же. Модели (концепция репрезентаторов).

22.    Сенека Нравственные письма к Луцилию.

             Августин Бл. Исповедь

             С.Л. Франк Смысл жизни

23.    А. Камю Эссе об абсурде. Миф о Сизифе.

24.     Специфика способа бытия человека: М. Бахтин «Свидетель и судия», У. Матурана «Биология познания», Р. Рильке «Восьмая дуинская элегия»

25.    Х. Ортега-и-Гассет Восстание масс.

             И.А. Ильин О сопротивлении злу силою //Его же. Сочинения в 10 т. Т.5

             К. Поппер Открытое общество и его враги

 

Основополагающие философские тексты:

Платон Парменид, Софист

Аристотель Метафизика

И. Кант Критика чистого разума

 

Общие учебные пособия (жирным выделена основная литература):

1.     Х. Ортега-и-Гассет Что такое философия? (лекции 1 — 8).

2.     Философия (учебник) (под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова).

3.     В.Я. Кисиль Античная философия (учебно-творческий курс). Ростов-на-Дону, 1997.

4.     Дж. Реале, Д. Антисери Западная философия от истоков до наших дней.

5.     История философии: Запад — Россия — Восток (под ред. Н.В. Мотрошиловой).

6.     Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники

7.     Катречко С.Л. Лекция «Введение в философию» (на www.philosophy.ru (разд. «Философия в образовании») + «Лекционный курс на физфаке МГУ 2000 г.» + «карта» фил/знания + программа «Философия как метафизика» + другие материалы (в директории physics)

8.     Л.В. Блинников Великие философы.

9.      Современная западная философия. Словарь;

10.  Философский энциклопедический словарь (другие словари, изданные 1998 — 2001 гг.)

11.  Философская энциклопедия в 5 тт.

 

6. Глоссарий терминов и тестовые задания

Глоссарий философских терминов (примерный список)

  1. Основные разделы философского знания: онтология, гносеология (эпистемология), аксиология (этика, эстетика), социальная философия, философская антропология.
  2. Имманентное – трансцендентное - трансцендентальное
  3. Субстанция и субстрат; Определение субстанции по Б. Спинозе
  4. Материя и вещество
  5. Пространство и время (субстанциональные и реляционные модели)
  6. Субстанция мыслящая и субстанция протяженная (Р. Декарт)
  7. Вещь — свойство — отношение; их соотношение
  8. Категории (категориальная сетка) Аристотеля
  9. Редукция категориальной сетки Аристотеля (У. Оккам)
  10. «Бритва» Оккама
  11. Волна (vs. вещь); «куматоид» (М. Розов)
  12. Бытие — сущее
  13. Бытие и единое (Диалектика Платона)
  14. Архэ (первоначало; милетская школа)
  15. Число (Пифагор)
  16. Логос (Гераклит)
  17. Эйдос; идея; форма (Платон)
  18. Присутствие и со-присутствие (Х. Ортега-и-Гассет)
  19. Бытие и Ничто (М. Хайдеггер)
  20. Тезис тождества бытия и мышления (Парменид, Гегель)
  21. (Гносеологический) принцип Парменида
  22. Апории Зенона
  23. Атомы Демокрита и монады Лейбница. Сходство и различие?
  24. Онтологическая относительность (У. Куайн)
  25. Знание его типы и уровни
  26. Знание и язык
  27. Знание и мнение (Платон)
  28. Знание и информация
  29. Истины факта и разума (Лейбниц)
  30. Априорное и апостеорное (Кант)
  31. Синтетическое и аналитическое (Кант)
  32. Гуманитарное и естественнонаучное знание (сходство и различие)
  33. Эмпирическое и теоретическое (сходство и различие)
  34. Идолы разума (Ф. Бэкон)
  35. «Вещь в себе» и вещь для нас (явление)
  36. Рассудок и чувственность (И. Кант)
  37. Априорные формы
  38. Образ и схема
  39. Разум (органон и/или канон)
  40. Воображение (продуктивное, репродуктивное, творческое)
  41. Синтез и анализ
  42. Способность суждения
  43. Коперниканский переворот Канта
  44. Антиномии чистого разума
  45. Категориальная сетка Канта
  46. Интуиция (интеллектуальная интуиция – Р. Декарт, Г. Лейбниц)
  47. Феномен (феноменология)
  48. Интенциональность, интенциональный объект
  49. Трансцендентальный субъект
  50. Феноменологическая редукция (эпохе)
  51. Протенция и ретенция
  52. Ноэма и ноэзис
  53. Язык и его функции; специфика дискурсивного языка.
  54. Семиотика: семантика, синтаксис, прагматика (Ч. Пирс)
  55. Знак и символ
  56. Значение (денотат) и смысл (коннотат)
  57. Семантический треугольник Г. Фреге (Огдена-Ричардса)
  58. Означающее и означаемое (Ф. Соссюр)
  59. Гипотеза языковой относительности Сэпира-Уорфа
  60. Наука, не-наука, паранаука
  61. Модель (символическое описание — П. Флоренский)
  62. Репрезентатор (М. Вартофский)
  63. Идеал(ы) научности (рациональности)
  64. Принцип верификации
  65. Принцип фальсификации
  66. Парадигма (Т. Кун)
  67. Научно-исследовательская программа (И. Лакатос)
  68. Эпистема (Фуко)
  69. Основные научно-исследовательские программы Античности (П. Гайденко)
  70. Основные научно-исследовательские программы Нового времени (П. Гайденко)

 

Примерный список тем тестовых заданий и ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ВОПРОСОВ

(жирным выделена темы тестовых заданий):

 

  1. ** Какой смысл вкладывается в категорию бытия. Как она задается у Парменида (ее концептуальные составляющие) и какие концептуальные изменения происходят с ней в истории философии?
  2. ** Апории Зенона. Их смысл и способы разрешения.
  3. Можно ли в каком-либо опыте увидеть какой-либо трехмерный предмет, например, дом? Обоснуйте свой ответ.
  4. Какие необходимые (трансцендентальные) условия видения дома были выделены в истории философии?
  5. Как соотносятся имманентное — трансцендентальное — трансцендентное? Можно ли познать имманентное; а трансцендентное; а трансцендентальное?
  6. Чем философия отличается от науки и искусства (согласно концепции Ж. Делеза); а каково соотношение философии и науки?
  7. Можно ли считать, что «столы» (яблоки) существуют так же как «мебель» (фрукты)?
  8. Существуют ли на самом деле созвездия? В чем отличие статуса существования созвездий от статуса существования звезд?
  9. Чем существование отличается от бытия?
  10. Как задается категория бытия Парменидом? Почему он отвергает категорию небытия?
  11. Как вы понимаете тезис Парменида о тождестве бытия и мышления? Можно ли с ним согласиться? Насколько познаваемо «чистое» бытие?
  12. Можно ли считать , что парменидовское «бытие-единое» является «архэ»?
  13. В чем состоит суть гносеологического «принципа Парменида»? Почему познаваем мир? Принимает ли этот принцип современная наука?
  14. Каково соотношение субстанции, вещества (вещи) и материи? К какой из категорий можно было отнести физическое понятие «поля»?
  15. Как соотносятся вещи, свойства и отношения? (см., например, книгу А. Уемова)
  16. Какова аристотелевская категориальная сетка и можно ли ее минимизировать с помощью «бритвы Оккама»? Каков Ваш вариант категориальной сетки?
  17. В чем суть «бритвы Оккама»? Используется ли этот принцип в качестве методологии в современной науке?
  18. В чем принципиальное отличие Канта к построению категориальной сетки по сравнению с Аристотелем? ( по статье Г. Райла)
  19. Является ли волна вещью? Каков ее категориальный статус? А существует ли она вообще; существует ли она объективно? (вопрос студента на лекции)?
  20. В чем суть принципа тождественности вещей (по книге А. Уемова «Вещи…). Отличается ли вещь от тела?
  21. Парадокс корабля Тезея: смысл и способы разрешения.
  22. Как задает (индивидуальную) вещь Аристотель (его учение о 4 причинах)? Является ли этот подход удовлетворительным с Вашей точки зрения?
  23. Видим ли мы «кролика» по Куайну? (см. его статью «Онтологическая относительность»)
  24. В чем особенность платоновской онтологии. Каково ее отличие от «вещной онтологии» Аристотеля?
  25. Почему Л. Витгенштейн в своем тезисе «мир состоит их фактов, а не из вещей» (ЛФТ) не принимает «вещную онтологию»?
  26. Какова природа времени и пространства? Можно ли согласиться с С. Аскольдовым (А. Бергсоном), что «время» не имеет статуса физически объективного? (по его статье)
  27. Как вы думаете, принимает ли Р. Декарт ньютоновскую категорию «материи»?
  28. Каков способ бытия знания в его отличии от вещи? Можно ли согласиться с М. Розовым, что знание – это «куматиоид»? Можно ли, например, знание «разделить пополам»?
  29. Каково соотношение знания и информации (одно ли это и то же или нет?; каковы характеристики знания (информации)?)?
  30. Какие типы и виды знания были выделены в истории философии?
  31. Какие типы «идолов» выделяет Бэкон? Приведите примеры каждого типа.
  32. Можно ли, согласно Д. Юму, согласиться с объективный существованием причинно-следственных связей; субъекта познания?
  33. Можно ли познать что-то «неведомое» (по М. Розову)?
  34. Общая характеристика познания по С.Л. Франку.
  35. Как описывается процесс познания М. Пришвиным (модельная теория познания)?
  36. Можно ли согласиться к платоновской концепцией анамнезиса?
  37. Специфика (плюсы и минусы) демокритовской (эпикурейской) концепции познания?
  38. Основные стадии познавательного процесса по Д. Дубровскому.
  39. ** Структура познавательного процесса по Канту?
  40. В чем отличие «вещи в себе» от «вещи для нас» (по Канту)?
  41. Какие типы суждений выделяет Кант? Дайте краткую характеристику и примеры каждого.
  42. В чем заключается коперниканский переворот? Как об обосновывает невозможность доказательства объективности пространства и времени? Согласны ли Вы с этим?
  43. Каковы функции чувственности, рассудка, воображения, способности суждения, разума в кантовской гносеологии?
  44. Возможно ли по Канту творческое воображение?
  45.  ** Феноменологическая структура интуитивного познания? Чем она отличается от классической (кантовской)?
  46. В чем отличие «интенционального объекта» от (физического) «объекта»?
  47. Какие интенциональные акты выделяет Гуссерль и как они соотносятся в едином познавательном процессе?
  48. В чем смысл призыва Гуссерля «назад к самим вещам!»? (соотнесите это с трехплоскостной семантикой Г. Фреге — вопросом № 54)
  49. Что делает язык языком? Какова элементарная ячейка языка?
  50. Какая лингвистическая сущность соответствует витгенштейновскому «факту» (из его «Логико-философского трактата»)?
  51. Соотношение выразительных возможностей дискурсивного языка и языка картинок? Попробуйте максимально полно передать содержание фразы «Иванов сидит на стуле и пишет письмо» не используя стандартных языковых средств.
  52. Что такое символ в его отличие от знака? (позиция К.А. Свасьяна «Проблема символа в современной философии»).
  53. Смысл (коннотат) и значение (денотат) языковых выражений (поясните это на разборе фрегевского примера с Венерой). Что такое «семантический треугольник» Г. Фреге? Каков смысл и значение звучащего в конце лекции по философии звонка (на что он указывает и что выражает)?
  54. Даны ли нам, согласно трехплоскостной семантики Фреге, вещи непосредственно? (соотнесите это призывом Гуссерля «Назад к сами вещам!» — см. вопрос № 48)
  55. Есть ли языковые выражения имеющие смысл, но не имеющие значения? А наоборот: имеющие денотат, но не имеющие коннотата?
  56. Какие три эпистемы в развитии европейской культуры выделяет М. Фуко? Переход от какой эпистемы к какой характеризует фигура Дон-Кихота; а фигура Маркиза де Сада?
  57. Что такое «категориальные ошибки» по Г. Райлу. Приведите их примеры.
  58. Каков генезис языка согласно С. Лангер (см. ее книгу «Философия в новом ключе»).
  59. Как Вы понимаете положение Э. Кассирера о том, что человек является «символическим животным»? Согласны ли Вы с этим?
  60. Можно ли согласиться с положением, что специфика человека в его отличие от объектов неживой и живой природы заключается в его «временности» (см. работы В.И. Молчанова «Время и сознание»).
  61. Чем наука отличается от не-науки (чем, например, наука отличается от коллекционирования марок, а научная статья от газетного фельетона?) Каковы критерии научности?
  62. Что такое «научно-исследовательская» программа И. Лакатоса? Какие основные научно-исследовательские программы в истории (европейской) философии выделяет П.П. Гайденко?
  63. Чем отличается естественнонаучное и гуманитарное знание? Можно ли считать в гуманитарных науках есть свои «измерительные приборы» и «эксперименты»?
  64. В чем специфика древнекитайской и древнеиндийской философии по сравнению с европейской? Являются ли они «философией» в привычном для европейца смысле этого слова?