═════════ Катречко С.Л.

К вопросу об ╚априорности╩ математического знания

(уточненный вариант текста от 11.09.01)

Поставленная для обсуждения проблема ╚математика и опыт╩ (соотношение априорного и апостеорного в математике) предполагает уточнение статуса математики в системе человеческой деятельности (человеческого знания), что, в свою очередь, ведет к вопросу о природе математического знания и его детерминантах. Выход же на столь общие вопросы требует повышенного внимания к методологии исследования. Поэтому прежде всего дадим краткий абрис нашей методологии.

В качестве отправной точки нашей методологии выбрана известная гегелевская схема: бытие ... ≈ качество ...≈ сущность. На наш взгляд в этой схеме, пусть в несколько мистифицированной форме, схвачены ключевые моменты любого познавательного процесса, представлены основные этапы ≈ ╚логика╩ ≈ развития любого исследования. Поэтому, если представить гегелевский категориальный ряд в качестве методологической схемы, а в этом и состоит суть нашей методологии, то его можно соотнести с основными этапами методологического анализа.

Тем самым анализ математической деятельности (математического знания) должен начинаться с фиксации и уточнения предмета исследования (этап ╚бытия╩), после чего выделенный в общих чертах феномен должен пройти методологическую стадию сопоставления с другими сходными феноменами ≈ в нашем случае необходимо сопоставить математику к естествознанием как нижележащей и философией как вышележащей по отношению к математике практикам (типам знания) ≈ с целью уточнения ╚бытийном╩ статуса выделенного феномена и выявление его специфики (этап ╚качества╩), а конечной целью исследования должно быть выявление его ╚сущности╩ (природы математики), что соответствует третьему ≈ основному ≈ этапу анализа.

Зафиксировав восходящую к Гегелю методологическую схему в чистом ≈ последовательном ≈ виде будем рассматривать ее как некий идеал, с которым должно считаться методологическое исследование. Понятно, что в ходе реального исследования эта схема полностью не реализуема и выделенные этапы нередко перемешены. Это связано с тем, что проблематика всех трех этапов исследования образует своего герменевтический круг, поскольку существует и обратная детерминация нижележащих этапов вышележащими. Так, например, решение вопроса о специфике предмета исследования (этап ╚качества╩) нередко связано с решением (более глубокого) вопроса о ╚сущности╩ предмета, а выделение предмета исследования (этап ╚бытия╩) может существенно корректироваться с учетом результатов последующих ≈ ╚качественного╩ и ╚сущностного╩ ≈ этапов. Однако выявление ╚чистой╩ методологической схемы обладает определенным эвристическим потенциалом, поскольку указывает на наличие и важность предварительных более описательных этапов анализа ≈ ╚бытийного╩ и ╚качественного╩ этапов, предшествующих этапу ╚сущности╩, ≈ которые исследователь должен в той или иной мере учитывать, ставя вопрос о выявление природы того или иного феномена.

Опыт философствования XX века показывает, что нередко серьезные трудности поджидают исследователя уже на первом ≈ ╚бытийном╩ ≈ этапе анализа и связаны с тем, что предмет исследования как правило дается не чистым, а искаженным ≈ в виде ╚превращенной формы╩ (М. Мамардашвили) ≈ образом, т.е. как исторически сложившееся кентаврическое культурное сцепление, требующее значительных усилий по своему ╚очищению╩ (ср. с процедурами ╚деструкции╩ М. Хайдеггера, или ╚деконструкции╩ Ж. Деррида). В частности, как показал М. Фуко, одним из распространенных искажений ≈ ╚сцеплений╩ ≈ такого рода является ╚ошибка непрерывной хронологии╩, когда имеет место невольное заполнение ╚разрывов╩, имеющихся между различными, хотя и близкими историческими феноменами, с целью ╚торжества непрерывного ряда событий╩ [1, стр.12] и постулируемого псевдоединства, вместо тщательного анализа имеющихся в реальной истории ╚дискретных╩ серий.[1]

Следуя критическому настрою М. Фуко сформулируем следующую метаметодологическую дилемму, развернутую уже не в диахронно≈историческом (как у Фуко), а в синхронно-структурном аспекте[2]: является ли математика некоторым целостным феноменом или представляет собой некоторое кентаврическое сцепление близких по духу, но все же различных практик; можем ли мы говорить об едином феномене математики на протяжении длительного периода человеческой истории или мы имеем дело с некоторой ╚серией╩ математических практик, (слабо) связанных между собой (например, отношением ╚семейного сходства╩ (Л. Витгенштейн[3]))?

Формулировка этой дилеммы и обсуждение ее возможных решений тем более уместно, поскольку большинство современных методологов математического знания (в частности, авторов данного обсуждения и предстоящей конференции), явно или неявно понимают под математикой некий единый, сформированный в эпоху Нового времени, комплекс, в то время как одна из исходных ≈ следуя Фуко ≈ интенций нашего анализа заключается в том, чтобы подвергнуть испытанию на прочность данное культурологическое (псевдо?)единство.

Итак первый вопрос, который хотелось вынести на обсуждение и получить на него ответ, сформулируем так: является математика единой ╚гомогенной╩ наукой или в ее составе можно выделить ряд разнородных ≈ сходных, но все же различающихся ≈ практик, и прежде всего (1) ╚геометрию╩ (топологию) и (2) ╚алгебру╩ как два основных ╚способа понимания в математике╩ (Г. Вейль, [3]), как два концептуальных ╚ядра╩, конституирующих два разных математических комплекса ошибочно принимаемых за единую математику?

Выбранное нами различение в составе математического знания отнюдь не случайно или произвольно, а хорошо осознается уже в самом начале развития математического знания и проходит красной нитью через всю ее историю вплоть до XX века (см., например, уже упомянутую выше работу Г. Вейля)[4]. Новизна же нашей постановки проблемы в том, что мы предполагаем возможное ╚усиление╩ этого различия до противоположности и вопрошаем о том, не является ли указанное различие ╚точкой разрыва╩ единого математического комплекса и не следует ли ╚расщепить╩ его на два, что, соответственно, приводит и к ╚расщеплению╩ поставленного в начале единого вопроса о природе и детерминантах единого математического знания на вопросы:

(1)  о природе и детерминантах (+ априоризм versus апостеоризм) ╚геометрического╩ математического комплекса;

(2)  о природе и детерминантах (+ априоризм versus апостеоризм) ╚алгебраического╩ математического комплекса.

Поэтому имеет смысл немного задержаться на указанном различении между ╚геометрией╩ и ╚алгеброй╩ (кавычки указывают на расширенный смысл этих терминов) и более точно выявить его статус и основания.

Достаточно четко это различие фиксируется одним из крупнейших математиков (математиком!, а не философом) XX века Г. Вейлем [3]:

╚Центральное понятие [математики ≈ К.С.] действительного числа позволяет сразу объяснить, чем это вызвано. Система действительного числа подобна двуликому Янусу: с одной стороны ≈ это совокупность <das Field> алгебраических операций + и √ и им обратных, с другой ≈ континуальное однообразие, части которого связаны друг с другом непрерывно. Первый лик чисел алгебраический, второй топологический╩ [3, стр.26];

╚Может быть, теперь мы немного лучше поймем отношение между двумя [алгебраическим и топологическим ≈ К.С.] методами┘ В топологии начинают с непрерывной связи как самого изначального и лишь постепенно, в ходе спецификации, вводят те или иные структурные моменты; в алгебре же, наоборот, исходным пунктом математического мышления выступают операции [над дискретными элементами (NB!) ≈ К.С.], а непрерывность (или ее алгебраический суррогат) вводится лишь на заключительном этапе спецификации╩ [3, стр.34].

Если же учесть ключевое для Г. Вейля понимание математики как ╚работы с бесконечностью╩ [чуть более подробно этот ход мысли я развиваю в своей более ранней работе ╚Бесконечность и теория поиска вывода╩, [4]): ╚Эта интуиция возможности ╚всегда увеличить на единицу╩ ≈ открытой счетной бесконечности ≈ лежит в основе всей математике╩ [3а, стр.13], то можно представить следующую схему взаимодействия двух ≈ ╚геометрического╩ и ╚алгебраического╩ ≈ математических комплексов. Центральным, лежащем в середине и в силу этого единящим две разнородных практики, концептом математики является понятие бесконечности[5]. ╚Геометрия╩ и ╚алгебра╩ выступают, согласно Вейлю, как два противоположных способа схватывания бесконечности. Если ╚геометрия╩ начинает свою деятельность, постулируя бесконечность как непрерывность (континуальность), которую потом, путем разбиения, пытается ╚ухватить╩ в своих конструкциях, то ╚алгебраический╩ путь ≈ это операциональное (алгоритмическое) построение дискретной ╚бесконечности╩ (множественности) из первоначально данной ╚единицы╩. Т.е. ╚геометрия╩ и ╚алгебра╩ находятся, если ввести своеобразную иерархическую шкалу, как бы по разные стороны от ╚бесконечности╩: первая из них начинает свой путь ╚вверх╩ от нее к ╚числу╩, пытаясь ╚разложить╩ исходную континуальность, а вторая, находясь ╚выше╩ ее, спускаясь пытается сконструировать бесконечность путем ╚суммирования╩ исходных конечных дискретностей.

Оказывается, что сформулированная выше, восходящая к Вейлю, концепция ╚двухцентровой╩ природы математики соответствует античному ≈ платоно-пифагорейскому ≈ пониманию эпистемологического статуса математического знания. Ее суть ≈ в достаточно четком (онтолого-эпистемологическом) иерархическом различении двух математических практик (арифметики и геометрии), несмотря на то, что обе они онтологически находятся как бы в ╚невещественном промежуточном мире╩ (Прокл) между идеальным (априорным) миром идей и эмпирическим (апостеорном) миром вещей. Вот как это различие ≈ на онтологическом уровне ≈ фиксируется Проклом в его комментарии к книге ╚Начал╩ Евклида [5]:

╚И пусть геометр утверждает, что если данные четыре величины (NB! геометрия ╚работает╩ с величинами ≈К.С.) пропорциональны, то существует и обратная пропорция, и пусть доказывает это, опираясь на начала своей науки (выделено мной ≈ К.С.); арифметик к ним обратиться не может, но пусть и он утверждает, что если данные четыре числа (NB! арифметика , в отличие от геометрии, ╚работает╩ с числами ≈ К.С.) пропорциональны, то существует и обратная пропорция, и доказывает это исходя из начал своей науки╩ [5, стр.53-55];

╚Поэтому, кстати, мы не требуем от всей математической науки одинаковой точности: ведь если одна ее часть так или иначе соприкасается с чувственно воспринимаемым (геометрия ≈ К.С.), а знанию (арифметике ≈ К.С.) другой принадлежит умопостигаемое, не могут обе быть точными, но одна ≈ точнее другой╩ [5, стр.103];

╚Так вот, если исходить из точности, то арифметика точнее геометрии, потому что ее начала отличаются простотой: монада лишена положения, а точка имеет положение, и точка, когда она получила положение, является началом геометрии, а начало арифметики ≈ монада╩ [5, стр.153].

Соответственно, различие в эпистемологическом статусе между геометрией и арифметикой заключается в том, они реализуются с помощью различных познавательных способностей. У Платона арифметика как изучающая умопостигаемые (интеллигибельные) числа (монады) подпадает под власть ума-разума (ноэзиса), в то время как геометрия изучающая материально-интеллигибельные, или интеллигибельно-материальные (=пространственные; в античности (у Платона) пространство (хора) выступает как особая интеллигибельная материя) фигуры является предметом мысли низшей по отношению к ноэзису способности ума-рассудка (диаонойи). Прокл же, особо обсуждая статус уже геометрии в своем втором введении [5, стр.128≈197], еще больше понижает эпистемологический статус геометрии по отношению к арифметике, т.к. познавательной способностью геометрии является уже даже не низшая часть ума ≈ рассудок (как это было у Платона), а воображение, которое занимает еще более низкое ≈ промежуточное ≈ положение между умом и чувственностью[6]:

Попробуем явно сформулировать античную парадигму математики. Математика является условно-единым (квази)комплексом, в составе которого можно выделить две разнородные ≈ как в онтологическом, так и в эпистемологическом плане ≈ практики: геометрию и арифметику. С ╚внешней╩ точки зрения математическое знание ≈ как единый комплекс ≈ занимает срединное положение между ╚физикой╩ и ╚метафизикой╩; ╚внутри╩ же математики арифметика занимает более высокое по отношению к геометрии ╚положение╩, т.е. является более ╚метафизической╩ составляющей математического комплекса. Соотношение между геометрией и арифметикой можно трактовать как двухуровневое строение математического знания: геометрия соответствует нижнему ≈ ╚квазиэмпиричекому╩ ≈ менее абстрактному (и более содержательному) уровню, в то время как арифметика соотносится с более абстрактным (формальным) уровнем математического знания, что в области естествознания аналогично уровню ╚теоретической науки╩. В соответствие с этим различением между арифметикой и геометрией можно предложить ╚античное╩ решение вопроса о априорности ≈ апостеорности математики: если арифметика тяготеет к априорному, умопостигаемому знанию и сродни метафизике (философии), то геометрия тяготеет к апостеорному (эмпирическому) естествознанию (механике, астрономии, оптике, геодезии etc).

Кроме этого можно предложить общий ╚механизм╩ развития математической парадигмы. Модификация античной парадигмы возможна по двум ╚параметрам╩ (соответственно, есть две детерминанты развития математического знания). С одной стороны, возможно варьирование всего математического квазикомплекса в целом по шкале ╚метафизика ≈ физика╩, и тогда можно говорить о большей или меньшей абстрактности (априорности) ≈ эмпиричности математики в целом, той или иной степени сходства математики с ╚физикой╩ или ╚метафизикой╩ (╚внешняя╩ детерминация)[7]. С другой стороны, возможна ╚внутренняя╩ флуктуация (перестройка, модификация) математического знания в сторону одного из двух выделенных нами ╚центров╩: алгебраизации или геометризации, т.е. ╚чередование╩ алгебраических и геометрических ╚всплесков╩ уже внутри той или иной математической парадигмы. Причем, что является третьим важным моментом предлагаемого нами подхода, в ходе развития математического знания, в силу относительной независимости ╚внешних╩ и ╚внутренних╩ детерминант, возможно как совпадение, так и несовпадение ╚векторов╩ их развития, что усложняет решение вопроса о статусе математики и степени его абстрактности, априорности etc: например, при ╚внешней╩ тенденции к сращению математики с ╚физикой╩, что снижает степень ее априорности, тенденция математики к алгебраизации приводит к возрастанию степени ее абстрактности в составе физико-эмпирического комплекса знания.

С этих позиций обратимся теперь к анализу (развития) математической парадигмы знания в последующие эпохи. Принципиально иное решение о статусе математического знания (с учетом ╚внешних╩ и ╚внутренних╩ факторов) мы находим в Новое время, когда, как уже отмечалось выше, и был ╚создан╩ собственно тот единый культурологический комплекс ╚математика╩ ≈ нововременная парадигма математики, во многих отношениях господствующая и в наши дни. Специфицирующей чертой этой парадигмы является нивелирование различий между геометрией и арифметикой, сближение этих разнородных познавательных практик в составе универсальной ╚всеобщей математики╩ (mathesis universalis), что связано, прежде всего, с фигурой Декарта, которому за счет алгебраизации геометрии ≈ создания аналитической геометрии ≈ удалось концептуально срастить арифметику и геометрию в единую науку[8]. Именно с этой фигуры начинается формирование новой парадигмы математики. Однако в процессе ее формирования и модификации не только этот ≈ ╚внутренний╩ ≈ фактор является решающим. С одной стороны, при отмеченном выше ╚подтягивании╩ геометрии до алгебры (╚внутренняя╩) абстрактность математического комплекса усиливается и происходит повышение ее эпистемологического статуса по отношению к ╚физике╩: математика занимает место как бы ╚прикладной метафизики╩ выше науки, поскольку ≈ как говорил ближайший предшественник Декарта, Галилей ≈ вся природа написана на языке математики. С другой стороны, в Новое время существенно снижается общий (╚внешний╩) онтологический статус математического знания, поскольку происходит отождествление пространства геометрического (античной интеллигибельной материи) и пространства физического (чувственно данной, телесной материи), т.е. происходит общий ╚дрейф╩ от ╚метафизике╩ к ╚физике╩ (здесь, например, достаточно показателен термин ╚натурфилософия╩ из основополагающей работы И. Ньютона). Кроме этого, необходимо учитывать общую тенденцию к сциентизму, которым характеризуется Новое время.

Пропуская ряд ключевых фигур, остановимся чуть более подробно на взглядах на природу математического знания И. Канта, который завершает разработку эпистемологического аспекта формирования единого математического комплекса XVIXVII вв. Речь идет о том, что Кант находит для ╚алгебры╩ и ╚геометрии╩ единое (трансцендентальное) эпистемологическое основание, и находит его в области чувственности. Возможность геометрии ╚выводится╩ из априорной формы чувственности ≈ пространства, а в основании арифметики лежит другая априорная форма чувственности ≈ время[9].

Обратим внимание на три принципиальных момента, проясняющих суть кантовского переосмысления природы математического знания. Во-первых, Кант существенно снижает ╚внутренний╩ статус математического знания, помещая ее на ╚шкале╩ познавательных способностей даже ниже (теоретической) ╚физики╩, которая работает на уровне рассудка. В этом смысле математика оказывается даже более эмпиричной, чем надстраивающаяся над чувственно-математическом базисом теоретико-рассудочное естествознание и занимает самый низший эпистемологический статус теоретического знания. (Заметим, что согласно Канту математика по степени своей априорности (абстрактности, теоретичности) значительно уступает ╚физике╩, что не согласуется с общепринятым сейчас положением о большей абстрактности математического знания по отношению к другим наукам и свидетельствует о значительной модификации кантовской парадигмы математики в настоящее время).

Во-вторых, хотя это не столь очевидно и требует некоторых оговорок, базисом объединения математики выступает уже не более интеллигибельная ╚алгебра╩, как это было у Декарта, а чувственноподобная ╚геометрия╩. Основаниями (историческими) для совершенной Кантом (в концептуальном ≈ эпистемологическом ≈ плане) ╚геометризации╩ математики служат: во-первых, как это не парадоксально звучит с учетом совершенной Декартом алгебраизации геометрии, общая метафизическая концепция Декарта ≈ введение им (геометризированной!) ╚субстанции протяженной╩ (что указывает на специфику нововременной алгебраизации математики, если ее рассматривать не с внутриматематической, а с внешней ≈ общефилософской ≈ точки зрения); во-вторых, ньютоновская концепция абсолютного пространства и времени (ср. кантовскими априорными созерцаниями), которые представляет собой как бы субстанциональный фон (последующего) ╚телесного╩ мира. Суть же нововременной, завершенной Кантом, концептуальной ≈ в отличие от внутриматематической алгебраизации ≈ ╚геометризации╩ математики заключается в том, что время, по аналогии с пространством, рассматривается как (априорное чувственное) созерцание, т.е. как некоторая ╚статическая╩ ≈ а-ля-пространственнная ≈ данность, или как некоторая объемлющая вещи ╚среда╩ (= аналог ньютоновского абсолютного пространства), из которой исключается существенный для природы времени ╚динамический╩ ≈ ╚событийный╩ ≈ аспект. Обобщая, это можно назвать феноменом (нововременного) опространствливания времени, что в последующем, с одной стороны, послужило концептуальной базой для последующей специальной теории относительности (А. Эйнштейн), в рамках которой время рассматривается просто как одно из (а-ля-пространственных!) ╚измерений╩, а, с другой стороны, вызвало резкую критику такого рассудочно-статического рассмотрения времени у А. Бергсона.

В-третьих, это противоположная первым двум тенденция повышения ╚метафизического╩ статуса математики, составляющая суть кантовского ╚коперниканского переворота╩, концепция априорности пространства (и времени), что отчасти возрождает античное понимание статуса математического знания. При более детальном сопоставлении античной (пифагоро-платона-аристотелевской) и кантовской концепции математики (числа) можно выделить следующее. Во-первых, как это уже отмечалось выше в первом замечании, Кант исключает категории пространства и времени из числа рассудочных категорий (соответственно, математику из области ╚ума╩, развивая концепцию Прокла), хотя против этого, особенно по поводу категории времени, есть весьма веские основания. Дело в том, что в основе построения (рассудочной) категориальной сетки Канта лежит анализ суждений (╚все действия рассудка мы можем свести к суждениям╩, а ╚понятия же относятся к как предикаты возможных суждений╩, то ╚┘все функции рассудка можно найти, если полностью показать функции единства в суждениях╩ [6, стр.80; см. также анализ ╚категориальной сетки╩ Канта и ее сравнение с подходом Аристотеля в работе Г. Райла ╚Категории╩), и Кант выделяет такую характеристику суждений как (алетическую) модальность. Алетические модальности же, как это известно было уже в античности (анализ высказываний о будущих событиях Аристотеля, построения Диодора) тесно связаны с категорией времени: ╚возможность╩ можно соотнести с ╚будущим╩, а ╚необходимость╩ ≈ с настоящим. Поэтому вполне возможно рассматривать ╚время╩, не как априорную форму чувственности, а как своеобразную рассудочную категорию[10]. Во-вторых, обратной стороной такого понижения эпистемологического статуса математики является существенное переосмысление базового концепта математики ≈ понятия числа. Кант тесно увязывает категории ╚числа╩ и ╚времени╩ через понятие ╚числового ряда╩. В этом смысле Кант рассматривает не число как таковое, а ╚числовой ряд╩, основывающийся на априорном созерцании времени. Это можно трактовать как исключение из античного числа как единства предела и беспредельного первой ≈ собственно ╚метафизической╩ ≈ составляющей.

Таким образом, концепция математического априоризма Канта представляет собой промежуточный вариант ≈ между сверх-априоризмом античности и эмпиризмом Нового времени ≈ понимания природы и статуса математического знания.

Для иллюстрации посткантовских изменений в понимании природы и статуса математического знания кратко остановимся на анализе (очень выборочному в этом предварительном варианте текста) взглядов Г. Кантора и Г. Фреге. Наша задача заключается в том, чтобы на примере анализа их воззрений на природу числа показать тенденцию ≈ отчасти анти-кантовскую и анти-нововременную в целом ≈ к повышению ╚метафизичности╩ математики. Надо сразу же оговориться, что оба указанных мыслителя работают в области ╚алгебры╩ (что соответствует общей тенденции к ╚алгебраизации╩ математики в это время), и это несколько сужает индуктивную базу наших обобщений на развитие математического знания в целом, но тем не менее анализ их концептуальных воззрений на природу числа достаточно показателен и характеризует существенное изменение, произошедшие с парадигмой ╚единой математики╩ в конце XIX ≈ начале XX века[11].

Начнем с анализа взглядов Г. Кантора. Остановимся на его революционном в концептуальном отношении понятии ╚кардинального числа╩. Вот канторовское определение: ╚■мощностью■ или ■кардинальным числом■ множества М мы называем то общее понятие, которое получается при помощи нашей активной мыслительной способности из М, когда мы абстрагируемся от качества его различных элементов m и от порядка их задания╩ [7, с.173]. Результат этой двойной абстракции Кантор обозначает как //М (двойная черта указывает на двойное абстрагирование). Из приведенного определения видно, что канторовское концептуальное переосмысления понятия числа заключается в введении мета-абстрактных объектов ╚кардинальных чисел╩ (мета-чисел), которые выступают как результат (вторичного) абстрагирования от обычных ≈ порядковых ≈ чисел, являющихся, в свою очередь, результатом первичного абстрагирования от ╚качественной╩ определенности предметов реального мира. Понятно, что это огромный шаг вперед по сравнению ╚порядковым╩ (╚временным╩) пониманием числа у Канта. Однако этот шаг в определенном отношении не только возрождает ╚метафизическое╩ понимание математического знания в античности, но и развивает ее еще дальше. Точнее здесь происходит возрождение самого крайнего пифагоро-платоновского ≈ в противовес аристотелевскому квазиэмпиризму ≈ априоризма античности, поскольку в концептуальном (категориальном) отношении канторовское ╚кардинальное число╩ находится ╚выше╩ аристотелевской категории ╚количества╩. Т.е. статус теории множеств не просто формален, как отвлечение от ╚качественных╩ особенностей вещей (математика 1 уровня ≈ ╚квазиэмпирическая математика╩), но и мета-формален (математика 2 уровня ≈ мета-математика), поскольку здесь происходит вторая, более ╚метафизическая╩, абстракция от категории ╚количества╩. Тем самым Кантор дает возможность для конституирования новой математики, математики второго уровня, или ╚мета-математики╩ (в широком смысле этого слова), что и было реализовано в Д. Гильбертом (мета-математика в узком смысле), Б. Рассела (математика и логика), а в впоследствии Н. Бурбаки (понятие ╚математической структуры╩). (Заметим, что определенным противововесом этой ╚метафизической╩ тенденции развития математики выступает интуиционизм как более ╚эмпирическая╩ в эпистемологическом отношении ≈ а-ля-кантовская ≈ позиция.)

Более развернутая в концептуальном плане ╚метафизическая╩ концепция числа принадлежит Г.Фреге. Покажем это на примере анализа его фундаментальной работы ╚Основоположения арифметики (логико-математическое исследование о природе числа)╩ [8], которая определенным образом учитывает и ╚метафизические╩ достижения канторовской мысли об абстрактном статусе (канторовских) ╚бесконечных чисел╩. Прежде всего, Фреге убедительно показывает (в частности, критикуя за это и Кантора[12]), что число не может быть свойством ╚внешних╩ вещей наподобие понятия цвета, твердости, тяжести etc и получаться путем абстрагирования из предметов, и, тем самым, опровергает тезис о математике как опытной науке (см. [8], гл. ╚Является ли число свойством внешних предметов?╩). С другой стороны, в отличие от Канта, оно не может быть чем-то субъективным, т.е. ╚внутренним╩ представлением (см. [8], гл. ╚Является ли число чем-то субъективным?╩). Поэтому оно должно быть ╚нечувственным и объективным╩ [8, стр.57], т.е. занимать какое-то промежуточное положение между ╚внешними╩ вещами и ╚внутренними╩ представлениями (ср. с платоновским решением о промежуточном онтологическом статусе математических (геометрических) объектов). В этом отношении ╚числа╩ должны быть подобны предикатам, если мы понимаем их (предикаты) в платоновском смысле как ╚идеи╩ (=свойства) вещей. Однако ╚число╩ ≈ на примере ╚единицы╩ ≈ по своему статусу отличается и от ╚реальных╩ предикатов (т.е. является специфическим предикатом). Вот как Фреге фиксирует это различие: ╚Если бы ╚один человек╩ понимался наподобие ╚мудрый человек╩, то следовало бы думать, что ╚один╩ может использоваться как предикат, поэтому также как ╚Солон был мудрый╩ можно было бы сказать ╚Солон был один╩┘Но само по себе ╚один╩ не может быть предикатом [в тексте Фреге здесь стоит сноска, которую мы опускаем, но заменяем ее своим разъяснением[13] ≈ К.С.]. Еще яснее это проявляется при множественном числе. Тогда как ╚Солон был мудрый╩ и ╚Фалес был мудрый╩ можно скомбинировать ╚Солон и Фалес были мудрые╩, нельзя сказать ╚Солон и Фалес были один╩ [8, стр.58-59]. Далее Фреге, ссылаясь на Баумана и Ст. Джевонса, делает еще один небольшой шаг, принципиальный для нас в связи с предшествующим изложением кантовской позиции на природу математики, когда подчеркивает независимость числа от времени (пространства) в связи с возможной применимостью ╚числа к непространственному и невременному╩ [8, стр.71]. Таким путем, последовательно отвергая различные понимания числа из-за их узости (по логическому объему): абстрагирование от предметов (неправомерное сходство числа с качественными признаками предметов ≈ математика как опытная наука), (неправомерное) отождествление числа с пространственно-временными характеристиками существования предметов (кантовский априоризм), (неправомерное) сходство числа с реальными предикатами ≈ Фреге приходит к пониманию числа как чистого ╚количества╩[14]. Суть фрегевского подхода заключается в том, что число является не реальным предикатом (предикатом первого уровня), а предикатом второго уровня, мета-предикатом; число является (количественной) характеристикой не предметов как таковых, а характеристикой понятий (о предметах), или, говоря другими словами, характеристикой ╚неопределенных [абстрактных ≈ К.С.] предметов╩: ╚число приложимо только к понятию [а не к предмету!; выделено мной ≈ К.С.], под которое подводится внешнее и внутреннее, пространственное и временное, непространственное и невременное╩ [8, стр.77]. Здесь же он приводит ключевые для уяснения его позиции слова Б. Спинозы: ╚Я отвечаю, что вещь может называться единой или единственной [т.е. ╚принимать╩ числовые ≈ количественные ≈ характеристики ≈ К.С.] лишь по отношению к своему существованию, а не по отношению к своей сущности, ибо мы мыслим вещи под [категорией] числа только после того, как они подведены под некоторый общий род [т.е. когда рассматриваются не сами по себе, а как ╚родовые╩, т.е. понятийные, конструкты, как абстрактные объекты; выделено мной ≈ К.С.]╩ [8, стр.78-79]. Обратим внимание на корреляцию категорий ╚существования╩ (╚бытия╩) и ╚числа╩ в этом отрывке. Чуть ниже Фреге эту коррелятивную связь несколько расшифровывает: ╚В этом отношении существование [предикат существования ≈ К.С.] имеет сходство с числом [с предикатом числа ≈ К.С.]. Ведь утверждение существования есть ничто иное, как отрицание числа ноль [cоответственно, полагание числа один в частном случае, когда мы говорим ╚Сократ╩ (неявно приписывая ему мета-предикат ╚есть╩ (╚существует╩) равный числовому мета-предикату ╚один╩) ≈ К.С.]╩, поскольку Фреге различает признаки предметов и свойства (мета-признаки) понятий: например, ╚┘прочность, вместительность, удобство [понятия] дома не могут применяться при его строительстве, наряду с камнями, строительным раствором и бревнами╩ [8, стр.80]. Т.е. Фреге сближает основополагающее для арифметики понятие ╚число╩ с основополагающим метафизическим понятием ╚бытие╩ и, тем самым, приравнивает эпистемологический статус арифметики статусу метафизики (вспомним, что ранее Кант показал, что ╚бытие╩ также не является ╚реальным╩ ≈ ╚содержательным╩ ≈ предикатом).

Подводя итог рассмотрению взглядов Фреге, можно сказать, что он обосновал возможность математики как мета-науки, или науки, исследующей свойства не (эмпирических) предметов, а понятий о предметах. В этом смысле математика, вернее ее ╚алгебраический╩ комплекс, является мета-теоретической дисциплиной по сравнению с ╚содержательными╩ теоретическими дисциплинам типа физики, химии.., или, как принято говорить, математика является не содержательной, а ╚формальной╩ дисциплиной, что роднит ее с (формальной) логикой и метафизикой (как учением о (платоновских) ╚формах╩). В середине XX века этот подход получил развитие в работах Н. Бурбаки, которые рассматривали математику как (мета)науку о (мета)свойствах ╚математических структур╩, которые, в свою очередь, могут рассматриваться как ╚количественные╩ абстракции первого уровня.

Таким образом, в работах Г. Кантора и Г. Фреге было показано (обосновано), что математика является неоднородным иерархизированным комплексом знания, многослойной дисциплиной. Помимо ╚эмпирического╩ слоя математического знания, связанного с количественной-порядковой характеристикой предметов (абстрагирование от ╚качественной╩ определенности предметов), возможна и математика второго ≈ ╚теоретического╩ ≈ уровня, которая изучает более высокие абстракции: ╚надпорядковые╩ структуры (╚кардинальные числа╩ Кантора) и/или ╚неопределенные предметы╩ ≈ понятия (Фреге).

В заключении нашей работы позволим себе (пока что на правах ╚смелой догадки╩) высказать небольшое, но важное методологическое замечание. Что такое ╚априорное╩ в его противопоставлении ╚апостеорному╩? Анализ взглядов античных мыслителей (Прокла), Канта, Кантора и Фреге показал, что область абстрактного, с чем имеет дело любая математическая практика не гомогенна и имеет определенную ╚внутреннюю╩ структуру (иерархию), в рамках которой есть абстрактные понятия разных степеней и разного ╚происхождения╩ (╚формальные╩ = ╚априорные╩ versus ╚содержательные╩ = ╚апостеорные╩). Это же справедливо и по отношению к области априорного. Например, в этой иерархии, если использовать кантовский ход мысли, (формально-априорные) категории ╚пространства╩ и ╚времени╩ занимают первую ступень, рассудочные категории ≈ относятся ко второй ступени, а метафизические категории, к которым примыкает и фрегевское ╚число╩ ≈ к третьей ступени. Аналогичным образом можно произвести упорядочивание содержательно-эмпирических (не-априорных) абстракций. Однако вполне возможно, что на своих верхних ступенях эти иерерахии апирорно-абстрактного и апостеорно-абстрактного ╚пересекаются╩, т.е. сливаются в одну область сверх-абстрактного. Поэтому при анализе высших ступеней этих иерархий можно отказаться от мифа абсолютного противопоставления априорного ≈ апостеорного[15], точно так же как в свое время У. Куайн отказался от абсолютного противопоставления аналитического и синтетического (а еще раньше Н. Кузанский показал возможность совпадения абсолютных максимума и минимума). Вместо этого мы (в этой работе) предпочитаем говорить о ╚степени╩ априорности, или абстрактности, или формальности того или иного феномена.

Поэтому вопрос об априорности ≈ апостеорности математики должен решаться, во-первых, с учетом структурной неоднородности (как по горизонтали, так и по вертикали) математического знания; во-вторых, исторической флуктуации ≈ ╚дискретности╩ по М. Фуко ≈ этого феномена (смена математических парадигм); в-третьих, с учетом смысловой ╚сложности╩ самого концепта ╚априорного╩.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Суммируем основные тезисы нашего исследования.

1.   (Основной тезис) Математика не является однородной ≈ ╚одноцентровой╩ ≈ научной дисциплиной. Говорить об единстве математики надо с некоторой долей осторожности. По своей природе математика разнородна, в ее составе есть два различных ╚центра╩: ╚алгебра╩ и ╚геометрия╩ (или даже три центра, если различить арифметику как науку о числе и алгебру как науку об операциях (алгоритмах)). Эпистемологический статус этих составляющих математического знания различен. Если ╚алгебраическая╩ составляющая тяготеет к метафизическому знанию и априорности, то ╚геометрическая╩ составляющая тяготеет к ╚физике╩ и апостеорности (эмпиричности). Следовательно, при решение вопроса об априорности математического знания надо учитывать ее неоднородный, ╚двухцентровый╩ характер. На протяжении истории развития математического знания происходит последовательная смена основной ╚центровости╩ математического знания. В отдельные исторические периоды преобладает либо ╚алгебраическая╩ составляющая математики, либо ее ╚геометрическая╩ составляющая. Наряду с этим процессом ╚внутренней╩ флуктуации, развитие математического знания подчиняется и ╚внешним╩ детерминантам развития.

2.   Высказанная в предыдущем тезисе позиция о неоднородности математического знания должна быть дополнена указанием на иерархичность ≈ ╚вертикальную╩ неоднородность ≈ математического знания, что особенно проявилось (и было осознано) на более зрелом этапе ее развития (XX в.). Если в п.1 арифметика и алгебра мыслились как двухчленная иерархия, то теперь оказывается, что и сами эти дисциплины неоднородны, иерархичны. Тем самым внутренняя структура математического знания еще более усложняется. Соответственно, это также накладывает существенные ограничение на решение вопроса об априорности (апостеорности) математики в целом, т.к. верхние ее этажи являются более ╚априорными╩, чем нижние.

3.   Кроме этого, необходимо отказаться от мифа абсолютного противопоставления ╚априорное versus апостеорное╩, которое выражает лишь крайние степени ╚абстрактного╩. Это противопоставление имеет ограниченное методологическое применение и значимо (1) для анализа простых познавательных практик и (2) на начальных этапах анализа сложных познавательных практик. При более детальном анализе знания (познания) это различения является слишком ╚грубым╩ и теряет свою эвристическую ценность.

 

Литература

1.    М. Фуко Археология знания. Киев, ╚Ника-Центр╩, 1996.

2.    Л. Витгенштейн Философские исследования //Его же. Философские работы. Часть 1. М., ╚Гнозис╩, 1994.

3.    Г.Вейль Топология и абстрактная алгебра как два способа понимания в математике //Его же. Математическое мышление. М., Наука, 1989.

3a. Г.Вейль Математическое мышление //Его же. Математическое мышление.

4.    Катречко С.Л. Бесконечность и теория поиска вывода //Бесконечность в математике: философские и исторические аспекты (сборник). ≈ М., Янус-К, 1997. ≈ стр.190-196.

5.    Прокл Комментарий к первой книге ╚Начал╩ Евклида. Введение. М., Греко-Латинский кабинет, 1993.

6.    И. Кант Критика чистого разума (серия ╚Философское наследие╩). М., Мысль, 1994.

7.    Г. Кантор К обоснованию учения о трансфинитных множествах //Его же. Труды по теории множеств. М., Наука, 1985. ≈ стр.173≈246.

8.    Г.Фреге Основоположения арифметики (логико-математическое исследование о природе числа). Томск, ╚Водолей╩, 2000.



[1]══ Определенным аналогом ╚дискретного╩ подхода (непрерывность versus прерывность) М. Фуко в области естествознания является ╚парадигмальный╩ подход Т. Куна.

[2]══ Восходящий к ╚археологии╩ М. Фуко вопрос об ╚историческом╩ единстве математики, т.е. является ли она единым историческим феноменом, а не разрозненной цепью различных ≈ ╚дискретных╩ ≈ исторических практик, будем все время держать в уме на протяжении нашего исследования, хотя начнем его с несколько наивного предположения об исторической ╚непрерывности╩ математической практики, вполне возможно значительной модифицируемой, вплоть до постулируемых Фуко ╚разрывов╩, на протяжении ее истории.

[3]══ Заметим, что отмеченный чуть выше ╚сериальный╩ подход М.Фуко очень близок к концепции ╚семейного сходства╩ Л. Витгенштейна, предназначенной для анализа феноменов с ╚размытыми╩ границами и не имеющим единого концептуального ядра, к которым можно отнести любой исторический феномен, в том числе и математическую деятельность (см. изложение концепции ╚семейного сходства╩ в [2, стр.110-111]). Уточняя нашу методологию в данном исследовании, можно сказать, что мы придерживаемся сильного варианта концепции ╚семейного сходства╩, при котором некоторое общее ╚ядро╩ (математической деятельности) ≈ пусть и довольно расплывчатое ≈ все же можно указать.

══ Оригинальный вариант концепции ╚семейного сходства╩, предлагаемый Витгенштейном, предназначен для работы с такими ╚размытыми╩ в концептуальном отношении феноменами, для которых единое общую черту (формально ╚общее╩) указать в принципе невозможно. Вот как Витгенштейн описывает свою концепцию ╚семейного сходства╩:

══ ╚66. Рассмотрим, например, процессы, которые мы называем ╚играми╩. Я имею в виду игры на доске, игры в карты, с мячом, борьбу и т.д. Что общего у них всех? Не говори ╚В них должно быть что-то общее, иначе их не называли бы ╚играми╩, но присмотрись, нет ли чего-нибудь общего для них всех. Ведь, глядя на них, ты не видишь чего-то общего, присущего им всем, но замечаешь подобия, родство, и притом целый ряд таких общих черт. Как уже говорилось: не думай, а смотри! Присмотрись, например, к играм на доске с многообразным их родством. Затем перейди к играм в карты: ты находишь здесь много соответствий с первой группой игр. Но многие общие черты исчезают, а другие появляются. Если теперь мы перейдем к играм в мяч, то много общего сохранится, но многое и исчезнет. Все ли они ╚развлекательны╩?... Во всех ли играх есть выигрыш и проигрыш, всегда ли присутствует элемент соревновательности между игроками? Подумай о пасьянсах. В играх с мячом есть победа и поражение. Но в игре ребенка, бросающего мяч в стену и ловящего его, этот признак отсутствует... А подумай о хороводах! Здесь, конечно, есть элемент развлекательности, но как много других характерных черт исчезает. И так мы могли бы перебрать многие, многие виды игр, наблюдая, как появляется и исчезает сходство между ними.

А результат этого рассмотрения таков: мы видим сложную сеть подобий, накладывающихся друг на друга и переплетающихся друг с другом, сходств в большом и малом.

══ 67. Я не могу охарактеризовать эти подобия лучше, чем назвав их ╚семейными сходствами╩, ибо так же накладываются и переплетаются сходства, существующие у членов одной семьи: рост, черты лица, цвет глаз, походка, темперамент и т.д. и т.п. И я скажу, что ╚игры╩ образуют семью╩ (ФИ, стр.110-111).

[4]══ Заметим, что предложенное двухчастное разбиение единого математического псевдокомплекса на этом этапе является нашей гипотезой, некоторые аргументы в пользу которой будут приведены ниже. Принципиальным в данном случае является переход от единственности математики к множественности математик, а вопрос о количественной стороне этого перехода в данном случае не так важен. Например, если обратиться к работе Н. Бурбаки ╚Архитектура математики╩, в которой они якобы отстаивают ее ╚единство╩ можно найти трехчастное разбиение математики на структуры топологии, алгебры и структуры отношения порядка. К этому же близок и Г. Вейль, говорящий о наличии в математике промежуточных между алгеброй и топологией структур ╚количественных╩, или порядковых, чисел [3, стр.26].

[5]══ Памятуя об отмеченной Фуко ошибке ╚поспешного единения╩, вполне возможно, что вместо единого понятия ╚бесконечности╩ необходимо говорить о двух бесконечностях: топологической (непрерывной) бесконечности√континуальности и алгебраической (дискретной) бесконечности-множественности. В этом случае ╚разрыв╩ между ╚алгеброй╩ и ╚геометрией╩ увеличивается.

[6]══ Вот как Прокл конституирует способность воображения: ╚Именно поэтому иногда воображение решаются назвать ╚аффицируемым умом╩. Однако же, если это ум, ≈ как он может быть аффицируемым и материальным? И если он действует на основе аффектов, то правильно ли назвать его умом? Ведь уму и умной природе (с чем, например, ╚работает╩ арифметика ≈ К.С.) соответствует неаффицируемость, а сфера аффектов далека от нее. Впрочем, я думаю. что воображение названо так в силу желания выявить его срединное положение между самыми высшими и самыми низшими познавательными способностями: ╚умом╩ ≈ поскольку оно имеет сходство с наивысшими, но в то же время ≈ ╚аффицируемым╩, поскольку оно имеет сродство с низшими (т.е. познанием через органы чувств, как пишет Прокл чуть ниже ≈ К.С.)╩ [5, стр.137].

[7] Заметим, что выделенная ╚внешняя╩ детерминация математического комплекса ╚внутри╩ пары ╚физика versus метафизика╩, где ╚физика╩ и ╚метафизика╩ задают нижнюю и верхнюю границы возможного местоположение математики, является как бы самой ╚внешней╩ детерминантой, т.е. одной из детерминант по критерию апирорности. Если же мы несколько меняем критерий анализа математического знания, например нас интересует не его априорность, а близкие к ней степени его абстрактности, формальности (взаимоотношение с логикой).., то можно выделять другие, ╚внешние╩ по отношению к математике, ╚интервалы╩. В этом случае картина ╚флуктуации╩ математики будет более детальной, но его анализ усложняется. Поэтому здесь мы ограничимся заведомо упрощенной ╚картинкой╩, пренебрегая различиями между указанными критериями, т.е. понимаем ╚априорность╩ в расширенном ≈ неуточненном ≈ смысле.

[8] В задачи нашей работы не входит детальное исследование той интеллектуальной революции в области математики, которую совершил Р. Декарт. Некоторое представление о величии этого революционного переворота можно почерпнуть из приводимых ниже цитат исследователей творчества Декарта, взятых из учебника ╚Западная философия от истоков до наших дней╩ Д. Реале и Д. Антисери (СПб, ╚Петрополис╩, т.3. стр.208-211): ╚Геометрия греков может быть сравнима с изящной ручной работой, алгебра арабов ≈ с автоматическим производством. Мы можем сказать, что современная математика началась три столетия назад, когда алгебраические механизмы стали применять в геометрии и изучение кривых, поверхностей, геометрических фигур стало переводиться в изучение определенных уравнений╩ (Л. Ломбардо-Радиче); ╚Концепция Декарта наносит последний удар по концепции греков, геометрия окончательно утратила свой титул королевы математики, и на место геометрической математике приходит математика алгебраическая┘Западная цивилизация, посредством применения двойного алгоритма в физике и механике, трансформировала облик Земли. Из фазы ручного труда математика перешла в фазу промышленного развития╩ (Э. Колериус).

Правда, здесь возможно и следующее уточнение нашей позиции. ╚Алгебраизация╩ геометрии связана не только с ее ╚арифметизацией╩, но и привнесением в математику (от арабов) собственно алгебраической составляющей.

[9] Заметим, что Кант существенно переосмысливает античную ≈ аристотелевскую ≈ ╚категориальную сетку╩, выводя из ее состава категории ╚пространства╩ (╚места╩) и времени╩. Причем эта редукция более радикальна, чем может показаться на первый взгляд, т.к. в аристотелевской категориальной сетке (см. соответствующие главы аристотелевской работы ╚Категории╩) по существу рассматриваются ╚сдвоенные╩ категории пространства и времени: как разновидности ╚количественной╩ категории (╚математизированные╩ аналоги пространства и времени как модусы непрерывного количества) и как ╚физические╩ категории (собственно категории ╚места╩ и ╚времени╩ как таковые).

[10] Конечно, отношение Канта к категории ╚времени╩ намного сложнее, чем это представлено здесь. ╚Время╩, в отличие от ╚пространства╩ рассматривается Кантом не только как ╚чистое чувственное созерцание╩, но и как ╚посредник╩ между чувственностью и рассудком. Однако в контексте нашей работы этим можно пренебречь. Более подробно о категории времени у Канта можно найти в оригинальной интерпретации М. Хайдеггера ╚Кант и проблема метафизики╩, а также в обстоятельном анализе В.И. Молчанова ╚Время и сознание╩.

Другим интересным развитием темы, которую мы вынуждены оставить в данном тексте является ╚реабилитация╩ пространства в качестве (рассудочной) категории. Наметим здесь только основную линию такой ╚реабилитации╩, оставаясь в рамках априоризма. ╚Пространство╩ как априорное условие познания оказалась настолько значимым для эволюционного выживания человека, что для повышения его биологической эффективности произошло модификация рассудочной категории ╚пространства╩ в сущность более ╚низкого╩ уровня ≈ чистое чувственное созерцание ╚пространство╩, ╚работать╩ с которым намного эффективнее из-за более быстрого ≈ без рассудочной рефлексии ≈ ╚времени загрузки╩.

[11]══ Следуя выявленному нами феномену исторического ╚чередования╩ ╚алгебраических╩ и ╚геометрических╩ периодов в развитии математики, можно ожидать, что на смену ╚алгебраизации╩ математики конца XIX ≈ начала XX вв., связанной с деятельностью Кантора, Фреге, Гильберта, должен прийти ренессанс ╚геометрической╩ компоненты математического знания, что, видимо, и произошло в середине XX в. и связано с появлением теории категорий как мощной альтернативы теоретико-множественному подходу. Неизбежным следствием этого является определенное понижение (внутреннего) эпистемологического статуса математического знания при общем (как длительная историческая перспектива) повышении степени ее абстрактности.

[12]══ В этом отношении ╚метафизическая╩ позиция Фреге гораздо радикальнее канторовской. В самом начале своей работы Г. Кантор ╚К обоснованию учения┘╩ дает ставшее классическим определение множества: ╚под ╚множеством╩ мы понимаем соединение в единое целое определенных хорошо различимых предметов m нашего созерцания или мышления╩ [7, стр173]. Как показывает текстологический анализ работ Г. Кантора здесь ╚предмет╩ понимается в обычном ≈ ╚эмпирическом╩ ≈ смысле, а числа возникают путем абстрагирования от предметов, что дало основание Г. Фреге рассматривать Г. Кантора как сторонника понимания математики как опытной науки [8, стр.48].

[13]══ Я думаю. что мысль Фреге станет понятней, если мы выразим ее так: ╚число (один) не может быть реальным, или содержательным, предикатом╩. (ср. с известной кантовской фразой о том. что ╚бытие не является реальным предикатом╩). Т.е. таким предикатом, который привносит нечто новое (содержание) в субъект суждения. Тем самым сказать ╚Солон один╩ ≈ это просто сказать ╚Солон╩, а ╚добавка╩ термина ╚один╩ в первой фразе ничего не добавляет к ╚содержанию╩ термина ╚Солон╩. В этом смысле языковое употребление термина ╚один╩ сходно с использованием термина ╚бытие╩: ╚Солон╩ тождественен ╚(одному, существующему) Солону╩ в отличие от выражения ╚мудрый Солон╩, которое высказывает нечто новое о Солоне, т.е. является синтетическим суждением. Чуть позже Фреге приводит еще один пример, поясняющий его (и нашу) мысль. ╚Помыслите (eine) и попробуйте, изменится ли представление, если неопределенный артикль заменить числительным ╚один╩. Ничего сверх того не происходит, в то время как слову ╚зеленый╩ в представлении все-таки нечто соответствует╩ [8, стр.84]. Заметим, что фундаментальное различие между числами и ╚реальными╩ предикатами закреплено уже в грамматике языка, т.к. числа являются числительными, в то время как ╚реальные╩ (содержательные) предикаты ≈ это прилагательные.

[14]══ Обратим внимание на определенную аналогию между подходами Кантора и Фреге. Кантор расширил понятия числа за счет возможности второй ≈ ╚надпорядковой╩ ≈ абстракции (см. его определение ╚кардинального числа╩). Фреге, аналогично Кантору, рассматривает числа как характеристику не предметов, а понятий, т.е. как абстракцию второго уровня (см. подробнее об этом ниже).

[15]══ Основанием для этого служит то, что понятие ╚априорного╩, как и любой концепт (в смысле Делеза-Гваттари) обладает сложной составной структурой, которая в первом приближении может быть выражена таким сложным термином как ╚априорное-абстрактное-формальное╩.