Билет 6 Анаксагор Анаксагор(500-428 до н.э.) Попытался согласовать учение Эллиатов о некой фундаментальной неизменной первооснове всего с представлением об очевидном наличии движения в мире. В основе всего лежат мельчайшие частицы, которые он назвал семенами вещей, которые представляют собой качественно определенные частицы, они бесчисленны по количеству и разнообразию своему, а все вещи делимы до бесконечности. Следующее положение: «Во всем есть часть всего», уменьшается лишь величина, и в этом смысле вещица подобна целой вещи. Вещь становится чем-то, благодаря тому, что в ней что-то преобладает. Но на самом деле во всем есть часть всего. Поэтому можно говорить о мельчайшей частице как о микрокосмосе. Что упорядочивает эти семена веществ? – Это мусс (?????). В данном случае мусс это разум, божественный или не совсем. Все смешивается в этом мире, только Ум абсолютно чист и ни с чем не смешивается. Ничто не возникает и не уничтожается и само использование слов «уничтожение» и «гибель» используются неправомерно. Вместо слов «возникновение» следует говорить «смешивается», а вместо «уничтожается» - «разъединяется». Ничто не возникает из небытия, т.к. небытие не существует, и ничто не исчезает бесследно. Хотя он и полагал, что Ум – источник порядка в мире, но считал, что многое в мире происходит и без его участия, путем самоорганизации. Считал, что Солнце и Луна – раскаленные камни, что Солнце - большое (в несколько раз больше Пелопоннеса), Луна расположена ниже Солнца и находится ближе к нам. Впервые высказывает положение, что Луна по природе своей такая же, как Земля. Он считал, что Луна заимствует свой свет от Солнца. Он является основоположником теории панспермии, т.е. семена жизни были занесены на Землю из космоса. Ум присущ всем: животным, растения, людям – но ум, как упорядочивающее начало. Ум не надо смешивать с рассудком. Считал, что Душа бессмертна и по природе своей воздушна. Впервые говорит о разнице чувственного и рационального познания, нельзя полагаться на чувственное. Фиксируется разница между субъективным восприятием мира и реальным миром. Мы воспринимаем результат наших ощущений и поэтому не можем с достоверностью судить о подлинном мире. А семена вещей вообще недоступны чувственному восприятию, они могут быть усмотрены только разумом. Познание должно складываться из двух компонентов – из эмпирического и теоретического, из чувственного и рационального.