Билет 9 Античный атомизм. Левкипп, Демокрит, Эпикур. Левкипп (500 - 440 г до н.э.), был учеником Анаксимена и Демокрита. Демокрит (460 - 370 г до н.э.), в молодом возрасте написал труд о Пифагоре, пользовался уважением, был избран архондом (одним из управляющих городом). Однажды выступал перед согражданами и читал лекцию, как раньше жили люди (все было хорошо и никто никого не обижал). Левкипп там был и сказал Демокриту, что он не прав и что всё было диаметрально противоположно. Потом Демокрит стал учеником Левкиппа. Демокрит получил большое наследство от отца, получил он земли и поменялся с братьями на деньги, на которые он хотел попутешествовать по миру. По дороге один из пифагорейцев принес ему письмо от Левкипа, в котором тот просил его выручить из рабства, куда тот попал. Демокрит добрался до места, но того уже якобы казнили за взгляды. Путешествуя далее, Демокрит нашел Левкиппа в качестве судьи в другом месте, Левкипп скрывался под другим именем. Эпикур (341 - 271 г до нэ) Лукреций Кар (1й век до нэ), римлянин. Начала мира - атомы и пустота. Атомы - мельчайшие неделимые дела, из которых состоит сущность. Атомы носятся в вихре, то соединяясь, тот разъединяясь, образуя огонь, воду, воздух, землю, а при более сложным комбинациях и всё остальное. Поскольку атомы абсолютно твёрд, то они и неизменяемы, то есть они не подвержены никакому воздействию. Кроме того Демокрит считал, что всё происходит по необходимости, по законам, ничего случайного в мире нет. Случайное событие – такое событие, причины которого нам не известны. То есть случайное событие случайно для нас, но не для самих событий, то есть сами события закономерны. Такие качества как вкус, цвет существуют только в нашем восприятии, а на самом же деле в природе нет ни синего, ни красного, ни горького, ни сладкого, всё представляет собой соединение атомов, а соединяясь, они воздействуют на наши органы, и порождают в нас определённые ощущения. Каждому вкусу он приписывал форму, например жирный вкус это круглый и маленький, сладкий – круглый и большой, кислый – шероховатый, многоугольный, едкий – угловатый, тоненький, кривой, солёный – большой согнутый и т.д. Что касается космоса. Миров - бесчисленное множество. В этих мирах могут быть Солнце и Луна, может не быть ни того, ни другого. Миры находятся на разных стадиях развития. Погибают миры в результате столкновения с другими мирами. Пока мир развивается, он способен воспринимать информацию извне. Наш мир находится в стадии расцвета, и поэтому на него уже никто не воздействует. Земля нашего мира возникла раньше других светил, потом идёт Луна, потом Солнце, а потом область неподвижных звёзд. Эти звёзды и солнце и луна, то они не что иное, как раскалённые камни. Землю, кстати, он считал плоской. Соглашался с Анаксагором, что на Луне есть всё тоже, что и на Земле. Первые люди произошли из воды и ила. Растения имеют ум и знания. Человек смертен во всех своих ипостасях, и называл баснями рассказы о том, что тело умрёт, но есть ещё какая-то загробная жизнь, то есть со смертью прекращается всякое существование человека – и телесное и духовное, ведь душа рождается вместе с тело, значит с телом и погибает. О природе богов. Страх породил богов. Люди наблюдали определённые явления природы, не могли их объяснить и придумали, что причинами таких явлений являются боги. Ну а явления были угрожающего характера: грозы, землетрясения, извержения и тому подобное. Идея простая – боги посылают эти явления как наказания для людей. То есть подчёркивается земная природа богов, соответственно земная природа религии. Путешествуя, он видел разные противоречивые религии и он усомнился в единстве религии и т.п. Персы считали, что хоронить нельзя, а египтяне - наоборот Демокрит Считал, что первые люди произошли из воды и ила, другие считали, что человек произошел из рыб. Вначале людей было много и жили они в одиночку. Они сами часто становились жертвами других животных и природы. Они объединились и общались средствами знаков, потом какими-то звуками, которые совершенствовались и стали нормальным языком. Так как люди жили довольно обособленно, то и языки были разными. Проблема номинализма и реализма - что стоит за именами - они отражают природу вещей или просто. Одна вещь - много имен или много вещей одно имя? Со временем люди научились разводить огонь, готовить пищу, у ласточек научились строить жилища, у пауков плести и т.п. Главным условием становления человечества был опыт и наблюдение за другими существами. Афоризмы: Рабами пользуйся как частями тела: каждому свое дело Пусть женщина не рассуждает - это ужасно Подлинный друг должен приходить когда тебе хорошо по приглашению, а когда плохо - сам. Мудрец должен не подчиняться закону, а жить свободно Основа адекватного познания - разум. Души появляется с телом и умирает с ним. Душе после смерти податься некуда. Эпикур Мы получаем информацию о предмете только когда мы как-нибудь воспринимаем его, когда оно воздействует на нас. От всех вещей исходят нечто типа флюидов, которые воздействуют на наши органы чувств. Душа похожа на ветер с некоторой примесью теплоты, а вообще душа – очень тонкое тело, которое рассеяно по всему организму. И именно душа является причиной того, что мы можем чувствовать. То есть душа – источник наших чувств. Но душа может быть таким источником только потому, что она прикрыта нашим организмом. И она теряет своё значение, когда организм умирает. Уплотнением души является ум, и находится он в сердце В Афинах создает школу "Сад Эпикура", где исповедывается гедонизм. Гедонисты – люди, стремящиеся жить в своё удовольствие (сейчас и эпикурейцами таких людей называют). Удовольствие (по Эпикуру) это не удовольствие развратников и не удовольствие, заключающееся в чувственном наслаждении). Под счастливой жизнью от понимал свободу от телесных страданий, тревог, способность трезво мыслить, а, значит, понимаешь, что есть истина, а что есть ложь, и, значит, тебя никогда не будут мучить сомнения. А сомнение – главный источник дискомфортной жизни. Смерть не имеет к нам никакого отношения, поскольку пока мы живём смерти ещё нет, а когда есть смерть, тогда нет нас. Человек - мудрец не боится смерти. Вопрос не в том, сколько прожить и как прожить. Проживи незаметно. Глупо просить у богов то, что человек сам может себе достать.