Билет 16 Блаженный Августин Августин Блаженный (354-430) Самый значимый патрист. Родился в Северной Африке, в 33года принял христианство и получил сан епископа. В 18 лет уже имел сына, потом к женщинам охладел (мягко говоря). Систематизация христианское вероучения, опровергал язычество. Апостольская церковь стала епископской (после 380). «Церковь не только приглашает к добру, но и принуждает к добру». «Лучше рана, принесённая другом, чем поцелуй врага». Цель оправдывает средства и цель – сделать из грешника христианина. Резко против языческой философии, так как она не дала целостной картины мира. Языческие боги выдуманны. Величие Рим добыта не поклонением богам, а политике. Всё истинное можно обнаружить в священном писании. Августин хвалит контрразведчика, если ему удается заставить еретика признаться в том, что он ересь, без физического воздействия. Считал, что никакого весомого следа в философию античные философы не внесли, вся философия представляет совокупность противоречивых мнений. Языческие молитвы не смогли предотвратить всех бед, которые свалились на головы римлян. В поддержке язычества были заинтересованы правители, чтобы иметь жесткую идеологию. Мир – один, лучший из возможных миров, т.к. это творение совершенного. Душа – бессмертна, обладает памятью, разумом и волей. "Я желаю знать только бога и душу". Высший акт Воли – Вера. Природа - божественное творение и познать природу можно только через слово божие. Созерцание допустимо только, если цель его - изучение природного могущества творца. Время существует только в нашей душе. Реально только настоящее, а прошлое обязано своим существованием нашей памяти. Правильнее говорить "настоящее прошедшего" и " настоящее будущего". Бог пребывает в вечности - сам бог не изменяется и вечность не изменяется. Теодицея -обращение к богу. Встаёт вопрос: если бог такой хороший, то почему он сделал такой плохой и злой мир? Зла в мире нет. То, что мы называем злом, - это недостаток добра. Есть только добро, которое в разной степени проявляется. На мир мы можем смотреть только изнутри, понять его в целом мы не можем и оцениваем субъективно, а бог видит мир в целом, и в целом в мире добро гармонично. Бог наделил человека умом и совестью. Первый человек выбрал грешный путь, гармония с богом разрушилась, и теперь человек если и делает добро, то только когда на него сходит божественная благодать. Без нее получится только зло. Необходимо установить гармонию веры и разума. С одной стороны нет разумного познания без веры, но и нет веры без познания. Что я знаю - в то и верю, но не все, во что я верю, я знаю. Верить чтобы знать. Познание должно начинаться с веры. Никто не способен понять, что такое бог, если прежде не поверит в его существование. Человек делается похожим на дьявола тогда, когда он пытается жить по человеку, а не по богу. Все человеческие страсти делают человека далёким от бога. Отрицательно относится к искусству, считая его идолопоклонством. Град земной – жить по человеку, «любовь к себе доведена до неверия в бога». Град божий - жить по богу, «любовь к себе, доведенная до презрения к себе, есть любовь к богу».