Билет 20 ФРАНЦУЗСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ 18 века Мелье, Монтескье, Вольтер, Руссо. У истоков французского просвещения стоял Жан Мелье- французский «мятежный Священник». Считал, что на бога надеяться бесполезно. Написал завещание в 366 страниц в трех экземплярах от руки! Когда писал завещание – ослеп. Два послал в нотариальную контору и папе, а третью - другу. Выжила только третья, и её передали какому-то министру. Смысл завещания: о природы все люди равны, а общество создает неравенства. Надо создать общество из тружеников, которые будут трудится сообща. Достигнуть это можно только народной революцией, а тиранию нужно унижчтожить. 1715 год - умирает Людовик 14 - "король солнца". Считали, что наступит потом эпоха просвещения но не сложилось. В это время наука начала хорошо развиваться, понятие философа изменилось, быть философом означало иметь рациональный взгляд на мир. Создается теория развития земли, заканчивают формироваться знания о форме Земли. И философы отходят от схоластики. Идея изложить все знания в одном издании пришла еще Бекону, а вот англичанин Чамберс в 1728 создал некое подобие этого издания, но там систематизации не было, он рассказывал про то, что ему было интересно. Французы поставили задачу дать целостную картину всех знаний. Дени Дидро был идеологом, вдохновителем. Писалась эта энциклопедия 20 лет, привлечено было 183 человека, создано 17 томов. Но далеко не все сразу захотели участвовать в этом мероприятии. Вольтер считал, что популяризация науки не нужна и был против Энциклопедии. В 1752 году сразу принимается постановление о запрещении энциклопедии - было предписание изъять энциклопедию из печати и передать иезуитам все рукописи Даламбера. Но потом короля отговорили и он все вернул, но поставил цензоров. В 1757 году на Людовика 15 покушаются и ужесточается проявление свободомыслия и инакомыслия вплоть до смертной казни. Даламбер не выдерживает и уходит. Возбуждается иск против энциклопедии ("...эта книга стала собранием всех заблудений..."). В 1759 году снова запрещают издание. Екатерина предлагает Дидро продолжить работу в России, но Дидро говорит что это дело именно Франции и остается во Франции. Иезуиты попадают в немилость, их выгоняют из страны и энциклопедию продолжают печатать. Но в 1764 году Дидро обнаруживает в напечатанных томах смысловые искажения и выясняется, что редактор сам просматривал и корректировал статьи. И Дидро пришлось пересматривать все статьи... Екатерина предложила Дидро финансовую помощь, но он отказался. Екатерина покупает у него его библиотеку, назначает Дидро её хозяином и хранителем этой библиотеки с небольшим жалованием, но выплатила его ему на 15 лет вперед...Издание имело большой успех. Монтескье Родился в аристократической семье и любил этим хвастаться, хотя крестный отец был нищим. Известен как создатель концепции географического детерминизма. Написал работу "Дух законов", которая за 2 года выдержала 22 издания и была запрещена религиозной цензурой. В мире есть 2 закона - мирное сосуществование людей и война. Война начинается тогда, когда люди объединяются и сталкиваются интересы этих объединений. Государство рождается для примирения этих противоречий. Однозначно говорить, какой тип государства будет оптимальным - невозможно, он определяется географическим местоположением, традициями и т.п. Выдвигает теорию о необходимости разделения властей. Если законодательная + исполнительная=деспотия и т.д. Всё что существует - подчиняется законам, даже бог. Законы эти на разных уровнях, но они есть. Человеческие законы: Право международное (отношения меду народами) Право политическое (между верхами и низами) Права гражданские (между собой) Свобода достигается равным распределением собственности Кондильяк Был аббатом, когда энциклопедия была в целом антирелигиозной направленности. Наилучшая форма - аристократия, использующая приемы демократии. Три формы правления Деспотия (самое паскудное) Монархия Республика (демократия или аристократия (власть в руках одного слоя) (Франсуа Мари Аруэ) Вольтер Родился в семье нотариуса и все время стеснялся своего неаристократического происхождения, стремился к элите. Подружился с мадам де Помпадур, переписывался с Екатериной, получил место хореографа королевского (при помощи мадам де Помпадур), достиг в социальном плане всего чего можно было мечтать. Он получил комнату в Версале, избран во французскую академию. Был человеком богатым, всегда почти имел королевскую поддержку, но в конце жизни на него начались гонения и он переселился в деревушку, которую развил, построил там церковь, часовой завод, ткацкую фабрику. Он мучился о том, что будет с ним после его смерти? Он пошел на примирение с церковью, написал «Покаянное письмо». Исповедался у священника, который не поверил в искренность его раскаяния и запретил его хоронить. Племянник ночью отвёз его тело за 200 миль от Парижа и захоронили в деревушке. Революционеры позже перевезли прах обратно. Написал «Философские письма», но их сожгли. По отношению к религии он стоял на позиции деизма: бог сыграл роль первотолчка, а дальше мир развивался сам по себе. Но к христианской религии отношение у него было самое поганое: «Христианство основано на обманах, совершенных подлейшей сволочью» «Мне надоело слышать, что 12 человек основали христианство. Я хочу доказать, что достаточно одного, чтобы его разрушить». Религия нужна чтобы сдерживать гнусные порывы людей, в особенности черни. Если бы бога не было бы, его необходимо было бы выдумать. Если мы уничтожим религию, то мы уничтожим последний сдерживающий фактор - божественый суд который сдерживает все преступные порывы людей. Познание наше формируется благодаря чувственному опыту, врожденных знаний нет. Человек не может жить вне общества и в этом отношении он не отличается от животных (как, например, муравьи). Атеизм и религия - два вида фанатизма, которых плохи по определению. Атеизм подтачивает когти, тогда как религиозный фанатизм только заостряет их еще сильнее и провоцирует на страшные поступки... Екатерина купила еще и библиотеку Вальтера за 35 тыс. И сейчас она в Петербурге. Жан-Жак Руссо Родился в Женеве, но большую часть жизни прожил во Франции. Женился на прачке - посудомойке. Написал трактат "О воспитании", в котором главную ответственность за воспитание детей возложил на родителей. Сам своих детей отдавал в приюты. Считал, что воспитание должно быть основано на труде. Отказался от роскоши, жизнь вел практически аскетически. Написал музыку к драме Вольтера. Людовик предложил Руссо пожизненную пенсию, он отказался. «Человек должен быть свободен и на жизнь зарабатывать трудом». Руссо разругался с Дидро и Вольтером, был вынужден бежать из Парижа, в Женеву его не пустили. В конце жизни сошел с ума, умер внезапно. Подозревают, что он покончил жизнь самоубийством. Его прах перевозили много раз. Написал трактат на тему "способствует ли развитие науки нравственному просвещению", за что получил премию и окончательно прославился. Написал "рассуждение о происхождении неравенства". Считал, что человека развращает наука и искусство. Стадии появления неравенства: разделение на богатых и бедных На сильных и слабых На господ и рабов Когда люди ничего не имеют, у них нет причит для ссор. Пусть не будет прогресса – тогда и не будет войн. Лучше всего сохранить мелкую собственность и поровну её разделить «Первый, кто огородил участок земли и сказал: «Это моё», тот и был основателем гражданского общества. От скольких бы неприятностей избавил бы человечество тот, кто повыдергивал бы эти колышки, засыпал бы лунки от них и сказал бы: «Не верьте ему! Земля не принадлежит никому, а плоды её принадлежат всем», но такого человека не нашлось». Общественный договор - неформальная договоренность между человеком и обществом. Ограничение частной собственности - никто не должен иметь нас только много, чтобы купить другого и настолько мало, чтобы быть купленным Частная собственность не может влиять на политические права Верховная власть должна быть неделимой. Верховная власть - власть народа, а народ хороший. Эти идеи оказали влияние на Толстого.