Софисты
Софи́сты (от др.-греч. σοφιστής — «умелец, изобретатель, мудрец, знаток») — древнегреческие платные преподаватели красноречия, представители одноименного философского направления, распространенного в Греции во 2-ой половине V — 1-й половине IV веков до н. э. В широком смысле термин «софист» означал искусного или мудрого человека. Софистами иногда называют представителей древнекитайской школы имён (мин цзя) (Дэн Си, Хуэй Ши, Гунсунь Луна и др.).
Содержание[убрать] |
[править] Периодизация и основные представители
В широком смысле принято говорить о трех эпохах софистики:
- Классическая или древняя софистика (V — 1-я половина IV веков до н. э.).
- Вторая или новая софистика (2 — нач. 3 в. н. э.). Основные представители — Лукиан Самосатский, Флавий Филострат и другие.
- Третья или поздняя софистика (4 в. н. э.). Основные представители — Либаний, Юлиан Отступник.
Вторая и третья софистики назывались лишь по аналогии с классической софистикой и представляли собой подражательные литературные течения, стремившиеся реставрировать идеи и стиль классических софистов.
К наиболее известным старшим софистам (их акме приходилось на 2-ю половину 5 в. до н. э.) относятся Протагор Абдерский, Горгий из Леонтин, Гиппий из Элиды, Продик Кеосский, Антифонт, Критий Афинский.
К наиболее известным младшим софистам (их акме приходилось на 1-ю половину 4 в. до н. э.) относятся Ликофрон, Алкидамант, Фрасимах.
[править] Источники и фрагменты
От большинства софистов не сохранилось полных сочинений, а только фрагменты или свидетельства. В более-менее полном виде сохранились лишь следующие тексты:
- Горгий. Сохранились две речи: «Похвала Елене» и «Защита Паламеда». В настоящее время считают эти речи подложными.
- Антифонт. Сохранилось несколько речей (так называемая «тетралогия») и фрагмент сочинения «Истина».
- Критий. Через Секста Эмпирика до нас дошёл фрагмент текста «Сизиф». По мнению большинства современных исследователей, этот текст не принадлежит Критию.
- «Двоякие речи» анонимного автора.
Основными древними источниками о софистах являются Платон, Аристотель, Диоген Лаэртский, Флавий Филострат и другие.
Все фрагменты и свидетельства о софистах собраны в труде Дильса — Кранца. На русский язык переведены единственный раз Маковельским. Перевод осуществлялся зачастую с немецкого языка, в настоящий момент считается устаревшим и подвергается критике.
[править] Основные идеи
В целом с философской точки зрения направление было весьма эклектичным, не объединённым едиными социально-политическими, культурными и мировоззренческими основами.
Широкую известность получила критика софистов у Сократа и сократиков, а также Платона.
К IV в. начался упадок софизма. Постепенно из учений софистов уходили философские концепции и оставались только элементарные основы риторики, позволявшие оперировать словами и понятиями для абстрактного доказательства или опровержения чего-либо.
[править] Софисты и религия
Учение большинства софистов вступало в противоречие с религиозными представлениями. Большая часть софистов придерживалась атеистических или агностических взглядов.
Протагор был агностиком и приобрел славу безбожника. В своем сочинении «О богах» он писал: «О богах я не могу знать ни того, что они существуют, ни того, что их нет. Ибо многое препятствует узнать (это): и неясность (вопроса) и краткость человеческой жизни»[1].
Некоторые софисты (Диагор Мелосский и Феодор Киренский, получивший даже прозвище «безбожник») прямо отрицали существование богов. За голову Диагора была назначена награда — он разгласил таинство элевсинских мистерий.
Продик Кеосский видел истоки религии в почитании вина, хлеба, рек, солнца и т. п. — то есть всего полезного людям. В «Сизифе» Критий пишет, что религия — человеческая выдумка, служащая для того чтобы умные люди заставили глупых выполнять законы.
[править] Примечания
- ↑ DK 74 B 4
[править] Источники
[править] Сочинения
- Diels Н. von, Fragmente der Vorsokratiker, 12 Aufl., В., 1966
- Маковельский А. О. Софисты. Вып. 1—2. Баку, 1940—1941
[править] Литература
- Гиляров А. Н. Греческие софисты, их мировоззрение и деятельность в связи с общей политической и культурной историей Греции. М.. 1888.
- Гиляров А. Н. Источники о софистах. Платон как исторический свидетель. Киев, 1891.
- Ягодинский И. И. Софист Протагор //Ученые записки императорского Казанского университета.1906.Т.73.Кн.12. С.1-35.
- Лурье С. Я. К хронологии софиста Антифонта и Демокрита // Известия Российской Академии наук.1918.С.2285-2306.
- Лурье С. Я. Антифонт, творец древнейшей анархической системы. М., 1925.
- Чернышев Б. С., Софисты, М., 1929
- Осипова В. Г. О природе софистики, — Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1964.
- Лосев А. Ф., История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон, М., 1969
- Дубко Е. Л., Зубец О. П., Шклярик Е. А. Человек в системе природных координат у Демокрита и софистов. // Мораль, общество, личность. — М.: Изд-во Московского университета, 1980. — С. 99-102.
- Морозкина З. Н. Софист Горгий и его учение о бытии// Античность и современность. М., 1982. С.126-133.
- Светлов В. А. О разрешимости одного неразрешимого спора, или Следовало ли Протагору подавать в суд на Еватла //Философские науки.1992.№ 2.
- Максимов А. А. Концептуальное различие теории и техники аргументации софистов и Платона // Жизненные миры философии. Екатеринбург, 1999. С. 171—208.
- Кассен, Барбара. Эффект софистики. Перевод с французского А.Россиуса. М., СПб., 2000. 238 с.
- Горан В. П. Кризис древнегреческой демократии и философия софистов:Протагор и Ксениад // Гуманитарные науки в Сибири. Новосибирск,2001. № 1. С.43-48.
- Горан В. П. Кризис древнегреческой демократии:Продик и Критий.// Гуманитарные науки в Сибири. Новосибирск,2003. № 1. С.20-23.
- Медведев А. Ф. Добро и зло в воззрениях софиста // Вестник Русского Христианского гуманитарного института. СПб., 2001. 4. С.372-397.
- Краснопольская А. П. Софистика и софисты //Человек. М.,2004.№ 5.С.67-78.
- Краснопольская А. П. Софистика и педагогика //Противоречие и дискурс. М.: ИФРАН, 2005. С.157-169.
- Dupréel F., Les sophistes, P. — Neuchâtel, 1948
- Gomperz H., Sophistik und Rhetorik…, Nachdruck, Lpz., 1965
- Jaeger W. W., Paideia, Bd 1, B., 1959
- Guthrie W. K., A history of Greek philosophy, Camb., 1969, р. 1—322
- Reding J.P. Fondements philosophiques de la rhetorique chez les sophists grecs et chez les sophists chinois.Berne,1985.
[править] См. также
[скрыть]
|
|
---|---|
Предфилософская традиция | |
Милетская школа | |
Пифагорейцы | |
Элеаты |
Ксенофан · Парменид · Зенон Элейский · Мелисс |
Атомисты | |
Софисты | |
Вне школ |
Это незавершённая статья по философии. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Для улучшения этой статьи желательно?:
|