═════════ Катречко
С.Л.
К
вопросу об ╚априорности╩ математического знания
(уточненный
вариант текста от 11.09.01)
Поставленная
для обсуждения проблема ╚математика и опыт╩ (соотношение априорного и
апостеорного в математике) предполагает уточнение статуса математики в системе
человеческой деятельности (человеческого знания), что, в свою очередь, ведет к
вопросу о природе математического знания и его детерминантах. Выход же на столь
общие вопросы требует повышенного внимания к методологии исследования. Поэтому
прежде всего дадим краткий абрис нашей методологии.
В качестве отправной точки нашей методологии выбрана известная гегелевская схема: бытие ... ≈ качество ...≈ сущность. На наш взгляд в этой схеме, пусть в несколько мистифицированной форме, схвачены ключевые моменты любого познавательного процесса, представлены основные этапы ≈ ╚логика╩ ≈ развития любого исследования. Поэтому, если представить гегелевский категориальный ряд в качестве методологической схемы, а в этом и состоит суть нашей методологии, то его можно соотнести с основными этапами методологического анализа.
Тем самым анализ математической деятельности (математического знания) должен начинаться с фиксации и уточнения предмета исследования (этап ╚бытия╩), после чего выделенный в общих чертах феномен должен пройти методологическую стадию сопоставления с другими сходными феноменами ≈ в нашем случае необходимо сопоставить математику к естествознанием как нижележащей и философией как вышележащей по отношению к математике практикам (типам знания) ≈ с целью уточнения ╚бытийном╩ статуса выделенного феномена и выявление его специфики (этап ╚качества╩), а конечной целью исследования должно быть выявление его ╚сущности╩ (природы математики), что соответствует третьему ≈ основному ≈ этапу анализа.
Зафиксировав восходящую к Гегелю
методологическую схему в чистом ≈ последовательном ≈ виде будем рассматривать ее
как некий идеал, с которым должно считаться методологическое исследование.
Понятно, что в ходе реального исследования эта схема полностью не реализуема и
выделенные этапы нередко перемешены. Это связано с тем, что проблематика всех
трех этапов исследования образует своего герменевтический круг, поскольку
существует и обратная детерминация нижележащих этапов вышележащими. Так,
например, решение вопроса о специфике предмета исследования (этап ╚качества╩)
нередко связано с решением (более глубокого) вопроса о ╚сущности╩ предмета, а
выделение предмета исследования (этап ╚бытия╩) может существенно
корректироваться с учетом результатов последующих ≈ ╚качественного╩ и
╚сущностного╩ ≈ этапов. Однако выявление ╚чистой╩ методологической схемы
обладает определенным эвристическим потенциалом, поскольку указывает на наличие
и важность предварительных более описательных этапов анализа ≈ ╚бытийного╩ и
╚качественного╩ этапов, предшествующих этапу ╚сущности╩, ≈ которые исследователь
должен в той или иной мере учитывать, ставя вопрос о выявление природы того или
иного феномена.
Опыт философствования XX века показывает, что нередко серьезные трудности поджидают исследователя уже на первом ≈ ╚бытийном╩ ≈ этапе анализа и связаны с тем, что предмет исследования как правило дается не чистым, а искаженным ≈ в виде ╚превращенной формы╩ (М. Мамардашвили) ≈ образом, т.е. как исторически сложившееся кентаврическое культурное сцепление, требующее значительных усилий по своему ╚очищению╩ (ср. с процедурами ╚деструкции╩ М. Хайдеггера, или ╚деконструкции╩ Ж. Деррида). В частности, как показал М. Фуко, одним из распространенных искажений ≈ ╚сцеплений╩ ≈ такого рода является ╚ошибка непрерывной хронологии╩, когда имеет место невольное заполнение ╚разрывов╩, имеющихся между различными, хотя и близкими историческими феноменами, с целью ╚торжества непрерывного ряда событий╩ [1, стр.12] и постулируемого псевдоединства, вместо тщательного анализа имеющихся в реальной истории ╚дискретных╩ серий.[1]
Следуя критическому настрою М. Фуко сформулируем следующую метаметодологическую дилемму, развернутую уже не в диахронно≈историческом (как у Фуко), а в синхронно-структурном аспекте[2]: является ли математика некоторым целостным феноменом или представляет собой некоторое кентаврическое сцепление близких по духу, но все же различных практик; можем ли мы говорить об едином феномене математики на протяжении длительного периода человеческой истории или мы имеем дело с некоторой ╚серией╩ математических практик, (слабо) связанных между собой (например, отношением ╚семейного сходства╩ (Л. Витгенштейн[3]))?
Формулировка этой дилеммы и обсуждение ее возможных решений тем более уместно, поскольку большинство современных методологов математического знания (в частности, авторов данного обсуждения и предстоящей конференции), явно или неявно понимают под математикой некий единый, сформированный в эпоху Нового времени, комплекс, в то время как одна из исходных ≈ следуя Фуко ≈ интенций нашего анализа заключается в том, чтобы подвергнуть испытанию на прочность данное культурологическое (псевдо?)единство.
Итак первый
вопрос, который хотелось вынести на обсуждение и получить на него ответ,
сформулируем так: является математика единой ╚гомогенной╩ наукой или в ее
составе можно выделить ряд разнородных ≈ сходных, но все же различающихся ≈
практик, и прежде всего (1) ╚геометрию╩ (топологию) и (2) ╚алгебру╩ как два
основных ╚способа понимания в математике╩ (Г. Вейль, [3]), как два
концептуальных ╚ядра╩, конституирующих два разных математических комплекса
ошибочно принимаемых за единую математику?
Выбранное
нами различение в составе математического знания отнюдь не случайно или
произвольно, а хорошо осознается уже в самом начале развития математического
знания и проходит красной нитью через всю ее историю вплоть до XX века (см.,
например, уже упомянутую выше работу Г. Вейля)[4].
Новизна же нашей постановки проблемы в том, что мы предполагаем возможное
╚усиление╩ этого различия до противоположности и вопрошаем о том, не является ли
указанное различие ╚точкой разрыва╩ единого математического комплекса и не
следует ли ╚расщепить╩ его на два, что, соответственно, приводит и к
╚расщеплению╩ поставленного в начале единого вопроса о природе и детерминантах
единого математического знания на вопросы:
(1) о природе и
детерминантах (+ априоризм versus
апостеоризм) ╚геометрического╩ математического комплекса;
(2) о природе и
детерминантах (+ априоризм versus
апостеоризм) ╚алгебраического╩ математического комплекса.
Поэтому
имеет смысл немного задержаться на указанном различении между ╚геометрией╩ и
╚алгеброй╩ (кавычки указывают на расширенный смысл этих терминов) и более точно
выявить его статус и основания.
Достаточно
четко это различие фиксируется одним из крупнейших математиков (математиком!, а
не философом) XX века
Г. Вейлем [3]:
╚Центральное
понятие [математики
≈ К.С.]
действительного числа позволяет сразу объяснить, чем это вызвано. Система
действительного числа подобна двуликому Янусу: с одной стороны ≈ это
совокупность <das
Field>
алгебраических операций + и √ и им обратных, с другой ≈ континуальное
однообразие, части которого связаны друг с другом непрерывно. Первый лик чисел
алгебраический, второй топологический╩ [3, стр.26];
╚Может быть,
теперь мы немного лучше поймем отношение между двумя [алгебраическим
и топологическим ≈ К.С.] методами┘ В
топологии начинают с непрерывной связи как самого изначального и лишь
постепенно, в ходе спецификации, вводят те или иные структурные моменты;
в алгебре же, наоборот, исходным пунктом математического мышления выступают
операции [над
дискретными элементами (NB!)
≈ К.С.], а
непрерывность (или ее алгебраический суррогат) вводится лишь на заключительном
этапе спецификации╩ [3, стр.34].
Если же
учесть ключевое для Г. Вейля понимание математики как ╚работы с
бесконечностью╩ [чуть более подробно этот ход мысли я развиваю в своей более
ранней работе ╚Бесконечность и теория поиска вывода╩, [4]): ╚Эта интуиция
возможности ╚всегда увеличить на единицу╩ ≈ открытой счетной бесконечности ≈
лежит в основе всей математике╩ [3а, стр.13], то можно представить следующую
схему взаимодействия двух ≈ ╚геометрического╩ и ╚алгебраического╩ ≈
математических комплексов. Центральным, лежащем в середине и в силу этого
единящим две разнородных практики, концептом математики является понятие
бесконечности[5].
╚Геометрия╩ и ╚алгебра╩ выступают, согласно Вейлю, как два противоположных
способа схватывания бесконечности. Если ╚геометрия╩ начинает свою деятельность,
постулируя бесконечность как непрерывность (континуальность), которую потом,
путем разбиения, пытается ╚ухватить╩ в своих конструкциях, то ╚алгебраический╩
путь ≈ это операциональное (алгоритмическое) построение дискретной
╚бесконечности╩ (множественности) из первоначально данной ╚единицы╩. Т.е.
╚геометрия╩ и ╚алгебра╩ находятся, если ввести своеобразную иерархическую шкалу,
как бы по разные стороны от ╚бесконечности╩: первая из них начинает свой путь
╚вверх╩ от нее к ╚числу╩, пытаясь ╚разложить╩ исходную континуальность, а
вторая, находясь ╚выше╩ ее, спускаясь пытается сконструировать бесконечность
путем ╚суммирования╩ исходных конечных дискретностей.
Оказывается,
что сформулированная выше, восходящая к Вейлю, концепция ╚двухцентровой╩ природы
математики соответствует античному ≈ платоно-пифагорейскому ≈ пониманию
эпистемологического статуса математического знания. Ее суть ≈ в достаточно
четком (онтолого-эпистемологическом) иерархическом различении двух
математических практик (арифметики и геометрии), несмотря на то, что обе они
онтологически находятся как бы в ╚невещественном промежуточном мире╩ (Прокл)
между идеальным (априорным) миром идей и эмпирическим (апостеорном) миром вещей.
Вот как это различие ≈ на онтологическом уровне ≈ фиксируется Проклом в его
комментарии к книге ╚Начал╩ Евклида [5]:
╚И пусть
геометр утверждает, что если данные четыре величины (NB! геометрия
╚работает╩ с величинами ≈К.С.) пропорциональны, то существует и обратная
пропорция, и пусть доказывает это, опираясь на начала своей науки
(выделено мной ≈ К.С.); арифметик к ним обратиться не может, но пусть и он
утверждает, что если данные четыре числа (NB! арифметика
, в отличие от геометрии, ╚работает╩ с числами ≈ К.С.) пропорциональны, то
существует и обратная пропорция, и доказывает это исходя из начал своей науки╩
[5, стр.53-55];
╚Поэтому,
кстати, мы не требуем от всей математической науки одинаковой точности: ведь
если одна ее часть так или иначе соприкасается с чувственно воспринимаемым
(геометрия ≈ К.С.), а знанию (арифметике ≈ К.С.) другой принадлежит
умопостигаемое, не могут обе быть точными, но одна ≈ точнее другой╩ [5,
стр.103];
╚Так вот,
если исходить из точности, то арифметика точнее геометрии, потому что ее начала
отличаются простотой: монада лишена положения, а точка имеет положение, и точка,
когда она получила положение, является началом геометрии, а начало арифметики ≈
монада╩ [5, стр.153].
Соответственно,
различие в эпистемологическом статусе между геометрией и арифметикой заключается
в том, они реализуются с помощью различных познавательных способностей. У
Платона арифметика как изучающая умопостигаемые (интеллигибельные) числа
(монады) подпадает под власть ума-разума (ноэзиса), в то время как геометрия
изучающая материально-интеллигибельные, или интеллигибельно-материальные
(=пространственные; в античности (у Платона) пространство (хора) выступает как
особая интеллигибельная материя) фигуры является предметом мысли низшей
по отношению к ноэзису способности ума-рассудка (диаонойи). Прокл же, особо
обсуждая статус уже геометрии в своем втором введении [5, стр.128≈197], еще
больше понижает эпистемологический статус геометрии по отношению к арифметике,
т.к. познавательной способностью геометрии является уже даже не низшая часть ума
≈ рассудок (как это было у Платона), а воображение, которое занимает еще
более низкое ≈ промежуточное ≈ положение между умом и чувственностью[6]:
Попробуем
явно сформулировать античную парадигму математики. Математика является
условно-единым (квази)комплексом, в составе которого можно выделить две
разнородные ≈ как в онтологическом, так и в эпистемологическом плане ≈ практики:
геометрию и арифметику. С ╚внешней╩ точки зрения математическое знание ≈ как
единый комплекс ≈ занимает срединное положение между ╚физикой╩ и ╚метафизикой╩;
╚внутри╩ же математики арифметика занимает более высокое по отношению к
геометрии ╚положение╩, т.е. является более ╚метафизической╩ составляющей
математического комплекса. Соотношение между геометрией и арифметикой можно
трактовать как двухуровневое строение математического знания: геометрия
соответствует нижнему ≈ ╚квазиэмпиричекому╩ ≈ менее абстрактному (и более
содержательному) уровню, в то время как арифметика соотносится с более
абстрактным (формальным) уровнем математического знания, что в области
естествознания аналогично уровню ╚теоретической науки╩. В соответствие с этим
различением между арифметикой и геометрией можно предложить ╚античное╩ решение
вопроса о априорности ≈ апостеорности математики: если арифметика тяготеет к
априорному, умопостигаемому знанию и сродни метафизике (философии), то геометрия
тяготеет к апостеорному (эмпирическому) естествознанию (механике, астрономии,
оптике, геодезии etc).
Кроме этого
можно предложить общий ╚механизм╩ развития математической парадигмы. Модификация
античной парадигмы возможна по двум ╚параметрам╩ (соответственно, есть две
детерминанты развития математического знания). С одной стороны, возможно
варьирование всего математического квазикомплекса в целом по шкале ╚метафизика ≈
физика╩, и тогда можно говорить о большей или меньшей абстрактности
(априорности) ≈ эмпиричности математики в целом, той или иной степени сходства
математики с ╚физикой╩ или ╚метафизикой╩ (╚внешняя╩ детерминация)[7].
С другой стороны, возможна ╚внутренняя╩ флуктуация (перестройка, модификация)
математического знания в сторону одного из двух выделенных нами ╚центров╩:
алгебраизации или геометризации, т.е. ╚чередование╩ алгебраических и
геометрических ╚всплесков╩ уже внутри той или иной математической парадигмы.
Причем, что является третьим важным моментом предлагаемого нами подхода, в ходе
развития математического знания, в силу относительной независимости ╚внешних╩ и
╚внутренних╩ детерминант, возможно как совпадение, так и несовпадение ╚векторов╩
их развития, что усложняет решение вопроса о статусе математики и степени его
абстрактности, априорности etc: например,
при ╚внешней╩ тенденции к сращению математики с ╚физикой╩, что снижает степень
ее априорности, тенденция математики к алгебраизации приводит к возрастанию
степени ее абстрактности в составе физико-эмпирического комплекса
знания.
С этих
позиций обратимся теперь к анализу (развития) математической парадигмы знания в
последующие эпохи. Принципиально иное решение о статусе математического знания
(с учетом ╚внешних╩ и ╚внутренних╩ факторов) мы находим в Новое время, когда,
как уже отмечалось выше, и был ╚создан╩ собственно тот единый культурологический
комплекс ╚математика╩ ≈ нововременная парадигма математики, во многих
отношениях господствующая и в наши дни. Специфицирующей чертой этой парадигмы
является нивелирование различий между геометрией и арифметикой, сближение этих
разнородных познавательных практик в составе универсальной ╚всеобщей математики╩
(mathesis
universalis), что
связано, прежде всего, с фигурой Декарта, которому за счет алгебраизации
геометрии ≈ создания аналитической геометрии ≈ удалось концептуально срастить
арифметику и геометрию в единую науку[8].
Именно с этой фигуры начинается формирование новой парадигмы математики. Однако
в процессе ее формирования и модификации не только этот ≈ ╚внутренний╩ ≈ фактор
является решающим. С одной стороны, при отмеченном выше ╚подтягивании╩ геометрии
до алгебры (╚внутренняя╩) абстрактность математического комплекса усиливается и
происходит повышение ее эпистемологического статуса по отношению к ╚физике╩:
математика занимает место как бы ╚прикладной метафизики╩ выше науки, поскольку ≈
как говорил ближайший предшественник Декарта, Галилей ≈ вся природа написана на
языке математики. С другой стороны, в Новое время существенно снижается общий
(╚внешний╩) онтологический статус математического знания, поскольку происходит
отождествление пространства геометрического (античной интеллигибельной материи)
и пространства физического (чувственно данной, телесной материи), т.е.
происходит общий ╚дрейф╩ от ╚метафизике╩ к ╚физике╩ (здесь, например, достаточно
показателен термин ╚натурфилософия╩ из основополагающей работы И. Ньютона).
Кроме этого, необходимо учитывать общую тенденцию к сциентизму, которым
характеризуется Новое время.
Пропуская
ряд ключевых фигур, остановимся чуть более подробно на взглядах на природу
математического знания И. Канта, который завершает разработку
эпистемологического аспекта формирования единого математического комплекса
XVI √
XVII вв. Речь
идет о том, что Кант находит для ╚алгебры╩ и ╚геометрии╩ единое
(трансцендентальное) эпистемологическое основание, и находит его в области
чувственности. Возможность геометрии ╚выводится╩ из априорной формы
чувственности ≈ пространства, а в основании арифметики лежит другая априорная
форма чувственности ≈ время[9].
Обратим
внимание на три принципиальных момента, проясняющих суть кантовского
переосмысления природы математического знания. Во-первых, Кант существенно
снижает ╚внутренний╩ статус математического знания, помещая ее на ╚шкале╩
познавательных способностей даже ниже (теоретической) ╚физики╩, которая работает
на уровне рассудка. В этом смысле математика оказывается даже более эмпиричной,
чем надстраивающаяся над чувственно-математическом базисом теоретико-рассудочное
естествознание и занимает самый низший эпистемологический статус теоретического
знания. (Заметим, что согласно Канту математика по степени своей априорности
(абстрактности, теоретичности) значительно уступает ╚физике╩, что не согласуется
с общепринятым сейчас положением о большей абстрактности математического знания
по отношению к другим наукам и свидетельствует о значительной модификации
кантовской парадигмы математики в настоящее время).
Во-вторых,
хотя это не столь очевидно и требует некоторых оговорок, базисом объединения
математики выступает уже не более интеллигибельная ╚алгебра╩, как это было у
Декарта, а чувственноподобная ╚геометрия╩. Основаниями (историческими) для
совершенной Кантом (в концептуальном ≈ эпистемологическом ≈ плане)
╚геометризации╩ математики служат: во-первых, как это не парадоксально звучит с
учетом совершенной Декартом алгебраизации геометрии, общая метафизическая
концепция Декарта ≈ введение им (геометризированной!) ╚субстанции протяженной╩
(что указывает на специфику нововременной алгебраизации математики, если ее
рассматривать не с внутриматематической, а с внешней ≈ общефилософской ≈ точки
зрения); во-вторых, ньютоновская концепция абсолютного пространства и времени
(ср. кантовскими априорными созерцаниями), которые представляет собой как бы
субстанциональный фон (последующего) ╚телесного╩ мира. Суть же нововременной,
завершенной Кантом, концептуальной ≈ в отличие от внутриматематической
алгебраизации ≈ ╚геометризации╩ математики заключается в том, что время, по
аналогии с пространством, рассматривается как (априорное чувственное)
созерцание, т.е. как некоторая ╚статическая╩ ≈ а-ля-пространственнная ≈
данность, или как некоторая объемлющая вещи ╚среда╩ (= аналог ньютоновского
абсолютного пространства), из которой исключается существенный для природы
времени ╚динамический╩ ≈ ╚событийный╩ ≈ аспект. Обобщая, это можно назвать
феноменом (нововременного) опространствливания времени, что в последующем, с
одной стороны, послужило концептуальной базой для последующей специальной теории
относительности (А. Эйнштейн), в рамках которой время рассматривается
просто как одно из (а-ля-пространственных!) ╚измерений╩, а, с другой стороны,
вызвало резкую критику такого рассудочно-статического рассмотрения времени у
А. Бергсона.
В-третьих,
это противоположная первым двум тенденция повышения ╚метафизического╩ статуса
математики, составляющая суть кантовского ╚коперниканского переворота╩,
концепция априорности пространства (и времени), что отчасти возрождает античное
понимание статуса математического знания. При более детальном сопоставлении
античной (пифагоро-платона-аристотелевской) и кантовской концепции математики
(числа) можно выделить следующее. Во-первых, как это уже отмечалось выше в
первом замечании, Кант исключает категории пространства и времени из числа
рассудочных категорий (соответственно, математику из области ╚ума╩, развивая
концепцию Прокла), хотя против этого, особенно по поводу категории времени, есть
весьма веские основания. Дело в том, что в основе построения (рассудочной)
категориальной сетки Канта лежит анализ суждений (╚все действия рассудка мы
можем свести к суждениям╩, а ╚понятия же относятся к как предикаты возможных
суждений╩, то ╚┘все функции рассудка можно найти, если полностью показать
функции единства в суждениях╩ [6, стр.80; см. также анализ ╚категориальной
сетки╩ Канта и ее сравнение с подходом Аристотеля в работе Г. Райла
╚Категории╩), и Кант выделяет такую характеристику суждений как (алетическую)
модальность. Алетические модальности же, как это известно было уже в античности
(анализ высказываний о будущих событиях Аристотеля, построения Диодора) тесно
связаны с категорией времени: ╚возможность╩ можно соотнести с ╚будущим╩, а
╚необходимость╩ ≈ с настоящим. Поэтому вполне возможно рассматривать ╚время╩, не
как априорную форму чувственности, а как своеобразную рассудочную категорию[10].
Во-вторых, обратной стороной такого понижения эпистемологического статуса
математики является существенное переосмысление базового концепта математики ≈
понятия числа. Кант тесно увязывает категории ╚числа╩ и ╚времени╩ через понятие
╚числового ряда╩. В этом смысле Кант рассматривает не число как таковое, а
╚числовой ряд╩, основывающийся на априорном созерцании времени. Это можно
трактовать как исключение из античного числа как единства предела и
беспредельного первой ≈ собственно ╚метафизической╩ ≈ составляющей.
Таким
образом, концепция математического априоризма Канта представляет собой
промежуточный вариант ≈ между сверх-априоризмом античности и эмпиризмом Нового
времени ≈ понимания природы и статуса математического
знания.
Для
иллюстрации посткантовских изменений в понимании природы и статуса
математического знания кратко остановимся на анализе (очень выборочному в этом
предварительном варианте текста) взглядов Г. Кантора и Г. Фреге. Наша
задача заключается в том, чтобы на примере анализа их воззрений на природу числа
показать тенденцию ≈ отчасти анти-кантовскую и анти-нововременную в целом ≈ к
повышению ╚метафизичности╩ математики. Надо сразу же оговориться, что оба
указанных мыслителя работают в области ╚алгебры╩ (что соответствует общей
тенденции к ╚алгебраизации╩ математики в это время), и это несколько сужает
индуктивную базу наших обобщений на развитие математического знания в целом, но
тем не менее анализ их концептуальных воззрений на природу числа достаточно
показателен и характеризует существенное изменение, произошедшие с парадигмой
╚единой математики╩ в конце XIX ≈ начале
XX века[11].
Начнем с
анализа взглядов Г. Кантора. Остановимся на его революционном в
концептуальном отношении понятии ╚кардинального числа╩. Вот канторовское
определение: ╚■мощностью■ или ■кардинальным числом■ множества М мы называем то
общее понятие, которое получается при помощи нашей активной мыслительной
способности из М, когда мы абстрагируемся от качества его различных элементов
m и от
порядка их задания╩ [7, с.173]. Результат этой двойной абстракции Кантор
обозначает как //М (двойная черта указывает на двойное абстрагирование). Из
приведенного определения видно, что канторовское концептуальное переосмысления
понятия числа заключается в введении мета-абстрактных объектов ╚кардинальных
чисел╩ (мета-чисел), которые выступают как результат (вторичного)
абстрагирования от обычных ≈ порядковых ≈ чисел, являющихся, в свою очередь,
результатом первичного абстрагирования от ╚качественной╩ определенности
предметов реального мира. Понятно, что это огромный шаг вперед по сравнению
╚порядковым╩ (╚временным╩) пониманием числа у Канта. Однако этот шаг в
определенном отношении не только возрождает ╚метафизическое╩ понимание
математического знания в античности, но и развивает ее еще дальше. Точнее здесь
происходит возрождение самого крайнего пифагоро-платоновского ≈ в противовес
аристотелевскому квазиэмпиризму ≈ априоризма античности, поскольку в
концептуальном (категориальном) отношении канторовское ╚кардинальное число╩
находится ╚выше╩ аристотелевской категории ╚количества╩. Т.е. статус теории
множеств не просто формален, как отвлечение от ╚качественных╩ особенностей вещей
(математика 1 уровня ≈ ╚квазиэмпирическая математика╩), но и мета-формален
(математика 2 уровня ≈ мета-математика), поскольку здесь происходит вторая,
более ╚метафизическая╩, абстракция от категории ╚количества╩. Тем самым Кантор
дает возможность для конституирования новой математики, математики второго
уровня, или ╚мета-математики╩ (в широком смысле этого слова), что и было
реализовано в Д. Гильбертом (мета-математика в узком смысле),
Б. Рассела (математика и логика), а в впоследствии Н. Бурбаки (понятие
╚математической структуры╩). (Заметим, что определенным противововесом этой
╚метафизической╩ тенденции развития математики выступает интуиционизм как более
╚эмпирическая╩ в эпистемологическом отношении ≈ а-ля-кантовская ≈
позиция.)
Более
развернутая в концептуальном плане ╚метафизическая╩ концепция числа принадлежит
Г.Фреге. Покажем это на примере анализа его фундаментальной работы
╚Основоположения арифметики (логико-математическое исследование о природе
числа)╩ [8], которая определенным образом учитывает и ╚метафизические╩
достижения канторовской мысли об абстрактном статусе (канторовских) ╚бесконечных
чисел╩. Прежде всего, Фреге убедительно показывает (в частности, критикуя за это
и Кантора[12]),
что число не может быть свойством ╚внешних╩ вещей наподобие понятия цвета,
твердости, тяжести etc и
получаться путем абстрагирования из предметов, и, тем самым, опровергает тезис о
математике как опытной науке (см. [8], гл. ╚Является ли число свойством внешних
предметов?╩). С другой стороны, в отличие от Канта, оно не может быть чем-то
субъективным, т.е. ╚внутренним╩ представлением (см. [8], гл. ╚Является ли число
чем-то субъективным?╩). Поэтому оно должно быть ╚нечувственным и объективным╩
[8, стр.57], т.е. занимать какое-то промежуточное положение между ╚внешними╩
вещами и ╚внутренними╩ представлениями (ср. с платоновским решением о
промежуточном онтологическом статусе математических (геометрических) объектов).
В этом отношении ╚числа╩ должны быть подобны предикатам, если мы понимаем их
(предикаты) в платоновском смысле как ╚идеи╩ (=свойства) вещей. Однако ╚число╩ ≈
на примере ╚единицы╩ ≈ по своему статусу отличается и от ╚реальных╩ предикатов
(т.е. является специфическим предикатом). Вот как Фреге фиксирует это различие:
╚Если бы ╚один человек╩ понимался наподобие ╚мудрый человек╩, то следовало бы
думать, что ╚один╩ может использоваться как предикат, поэтому также как ╚Солон
был мудрый╩ можно было бы сказать ╚Солон был один╩┘Но само по себе ╚один╩ не
может быть предикатом [в тексте Фреге здесь стоит сноска, которую мы опускаем,
но заменяем ее своим разъяснением[13]
≈ К.С.]. Еще яснее это проявляется при множественном числе. Тогда как ╚Солон был
мудрый╩ и ╚Фалес был мудрый╩ можно скомбинировать ╚Солон и Фалес были мудрые╩,
нельзя сказать ╚Солон и Фалес были один╩ [8, стр.58-59]. Далее Фреге, ссылаясь
на Баумана и Ст. Джевонса, делает еще один небольшой шаг, принципиальный
для нас в связи с предшествующим изложением кантовской позиции на природу
математики, когда подчеркивает независимость числа от времени (пространства) в
связи с возможной применимостью ╚числа к непространственному и невременному╩ [8,
стр.71]. Таким путем, последовательно отвергая различные понимания числа из-за
их узости (по логическому объему): абстрагирование от предметов (неправомерное
сходство числа с качественными признаками предметов ≈ математика как опытная
наука), (неправомерное) отождествление числа с пространственно-временными
характеристиками существования предметов (кантовский априоризм), (неправомерное)
сходство числа с реальными предикатами ≈ Фреге приходит к пониманию числа как
чистого ╚количества╩[14].
Суть фрегевского подхода заключается в том, что число является не реальным
предикатом (предикатом первого уровня), а предикатом второго уровня,
мета-предикатом; число является (количественной) характеристикой не предметов
как таковых, а характеристикой понятий (о предметах), или, говоря другими
словами, характеристикой ╚неопределенных [абстрактных ≈ К.С.] предметов╩: ╚число
приложимо только к понятию [а не к предмету!; выделено мной ≈ К.С.], под
которое подводится внешнее и внутреннее, пространственное и временное,
непространственное и невременное╩ [8, стр.77]. Здесь же он приводит ключевые для
уяснения его позиции слова Б. Спинозы: ╚Я отвечаю, что вещь может
называться единой или единственной [т.е. ╚принимать╩ числовые ≈ количественные ≈
характеристики ≈ К.С.] лишь по отношению к своему существованию, а не по
отношению к своей сущности, ибо мы мыслим вещи под [категорией] числа только
после того, как они подведены под некоторый общий род [т.е. когда
рассматриваются не сами по себе, а как ╚родовые╩, т.е. понятийные, конструкты,
как абстрактные объекты; выделено мной ≈ К.С.]╩ [8, стр.78-79]. Обратим внимание
на корреляцию категорий ╚существования╩ (╚бытия╩) и ╚числа╩ в этом отрывке. Чуть
ниже Фреге эту коррелятивную связь несколько расшифровывает: ╚В этом отношении
существование [предикат существования ≈ К.С.] имеет сходство с числом [с
предикатом числа ≈ К.С.]. Ведь утверждение существования есть ничто иное, как
отрицание числа ноль [cоответственно,
полагание числа один в частном случае, когда мы говорим ╚Сократ╩ (неявно
приписывая ему мета-предикат ╚есть╩ (╚существует╩) равный числовому
мета-предикату ╚один╩) ≈ К.С.]╩, поскольку Фреге различает признаки предметов и
свойства (мета-признаки) понятий: например, ╚┘прочность, вместительность,
удобство [понятия] дома не могут применяться при его строительстве, наряду с
камнями, строительным раствором и бревнами╩ [8, стр.80]. Т.е. Фреге сближает
основополагающее для арифметики понятие ╚число╩ с основополагающим
метафизическим понятием ╚бытие╩ и, тем самым, приравнивает эпистемологический
статус арифметики статусу метафизики (вспомним, что ранее Кант показал, что
╚бытие╩ также не является ╚реальным╩ ≈ ╚содержательным╩ ≈ предикатом).
Подводя итог
рассмотрению взглядов Фреге, можно сказать, что он обосновал возможность
математики как мета-науки, или науки, исследующей свойства не
(эмпирических) предметов, а понятий о предметах. В этом смысле математика,
вернее ее ╚алгебраический╩ комплекс, является мета-теоретической дисциплиной по
сравнению с ╚содержательными╩ теоретическими дисциплинам типа физики, химии..,
или, как принято говорить, математика является не содержательной, а ╚формальной╩
дисциплиной, что роднит ее с (формальной) логикой и метафизикой (как учением о
(платоновских) ╚формах╩). В середине XX века этот
подход получил развитие в работах Н. Бурбаки, которые рассматривали
математику как (мета)науку о (мета)свойствах ╚математических структур╩, которые,
в свою очередь, могут рассматриваться как ╚количественные╩ абстракции первого
уровня.
Таким
образом, в работах Г. Кантора и Г. Фреге было показано (обосновано),
что математика является неоднородным иерархизированным комплексом знания,
многослойной дисциплиной. Помимо ╚эмпирического╩ слоя математического знания,
связанного с количественной-порядковой характеристикой предметов
(абстрагирование от ╚качественной╩ определенности предметов), возможна и
математика второго ≈ ╚теоретического╩ ≈ уровня, которая изучает более высокие
абстракции: ╚надпорядковые╩ структуры (╚кардинальные числа╩ Кантора) и/или
╚неопределенные предметы╩ ≈ понятия (Фреге).
В заключении
нашей работы позволим себе (пока что на правах ╚смелой догадки╩) высказать
небольшое, но важное методологическое замечание. Что такое ╚априорное╩ в его
противопоставлении ╚апостеорному╩? Анализ взглядов античных мыслителей (Прокла),
Канта, Кантора и Фреге показал, что область абстрактного, с чем имеет дело любая
математическая практика не гомогенна и имеет определенную ╚внутреннюю╩ структуру
(иерархию), в рамках которой есть абстрактные понятия разных степеней и разного
╚происхождения╩ (╚формальные╩ = ╚априорные╩ versus
╚содержательные╩ = ╚апостеорные╩). Это же справедливо и по отношению к области
априорного. Например, в этой иерархии, если использовать кантовский ход мысли,
(формально-априорные) категории ╚пространства╩ и ╚времени╩ занимают первую
ступень, рассудочные категории ≈ относятся ко второй ступени, а метафизические
категории, к которым примыкает и фрегевское ╚число╩ ≈ к третьей ступени.
Аналогичным образом можно произвести упорядочивание содержательно-эмпирических
(не-априорных) абстракций. Однако вполне возможно, что на своих верхних ступенях
эти иерерахии апирорно-абстрактного и апостеорно-абстрактного ╚пересекаются╩,
т.е. сливаются в одну область сверх-абстрактного. Поэтому при анализе высших
ступеней этих иерархий можно отказаться от мифа абсолютного противопоставления
априорного ≈ апостеорного[15],
точно так же как в свое время У. Куайн отказался от абсолютного
противопоставления аналитического и синтетического (а еще раньше
Н. Кузанский показал возможность совпадения абсолютных максимума и
минимума). Вместо этого мы (в этой работе) предпочитаем говорить о ╚степени╩
априорности, или абстрактности, или формальности того или иного
феномена.
Поэтому
вопрос об априорности ≈ апостеорности математики должен решаться, во-первых, с
учетом структурной неоднородности (как по горизонтали, так и по вертикали)
математического знания; во-вторых, исторической флуктуации ≈ ╚дискретности╩ по
М. Фуко ≈ этого феномена (смена математических парадигм); в-третьих, с
учетом смысловой ╚сложности╩ самого концепта ╚априорного╩.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Суммируем основные тезисы нашего исследования.
1. (Основной
тезис) Математика не является однородной ≈ ╚одноцентровой╩ ≈ научной
дисциплиной. Говорить об единстве математики надо с некоторой долей
осторожности. По своей природе математика разнородна, в ее составе есть два
различных ╚центра╩: ╚алгебра╩ и ╚геометрия╩ (или даже три центра, если различить
арифметику как науку о числе и алгебру как науку об операциях (алгоритмах)).
Эпистемологический статус этих составляющих математического знания различен.
Если ╚алгебраическая╩ составляющая тяготеет к метафизическому знанию и
априорности, то ╚геометрическая╩ составляющая тяготеет к ╚физике╩ и
апостеорности (эмпиричности). Следовательно, при решение вопроса об априорности
математического знания надо учитывать ее неоднородный, ╚двухцентровый╩ характер.
На протяжении истории развития математического знания происходит
последовательная смена основной ╚центровости╩ математического знания. В
отдельные исторические периоды преобладает либо ╚алгебраическая╩ составляющая
математики, либо ее ╚геометрическая╩ составляющая. Наряду с этим процессом
╚внутренней╩ флуктуации, развитие математического знания подчиняется и ╚внешним╩
детерминантам развития.
2. Высказанная
в предыдущем тезисе позиция о неоднородности математического знания должна быть
дополнена указанием на иерархичность ≈ ╚вертикальную╩ неоднородность ≈
математического знания, что особенно проявилось (и было осознано) на более
зрелом этапе ее развития (XX в.). Если в
п.1 арифметика и алгебра мыслились как двухчленная иерархия, то теперь
оказывается, что и сами эти дисциплины неоднородны, иерархичны. Тем самым
внутренняя структура математического знания еще более усложняется.
Соответственно, это также накладывает существенные ограничение на решение
вопроса об априорности (апостеорности) математики в целом, т.к. верхние ее этажи
являются более ╚априорными╩, чем нижние.
3. Кроме этого,
необходимо отказаться от мифа абсолютного противопоставления ╚априорное
versus
апостеорное╩, которое выражает лишь крайние степени ╚абстрактного╩. Это
противопоставление имеет ограниченное методологическое применение и значимо (1)
для анализа простых познавательных практик и (2) на начальных этапах анализа
сложных познавательных практик. При более детальном анализе знания (познания)
это различения является слишком ╚грубым╩ и теряет свою эвристическую ценность.
Литература
1.
М. Фуко
Археология знания. Киев, ╚Ника-Центр╩, 1996.
2.
Л. Витгенштейн
Философские исследования //Его же. Философские работы. Часть 1. М., ╚Гнозис╩,
1994.
3.
Г.Вейль
Топология и абстрактная алгебра как два способа понимания в математике //Его же.
Математическое мышление. М., Наука, 1989.
3a.
Г.Вейль Математическое мышление //Его же. Математическое
мышление.
4.
Катречко
С.Л. Бесконечность и теория поиска вывода //Бесконечность в математике:
философские и исторические аспекты (сборник). ≈ М., Янус-К, 1997. ≈
стр.190-196.
5.
Прокл
Комментарий к первой книге ╚Начал╩ Евклида. Введение. М., Греко-Латинский
кабинет, 1993.
6.
И. Кант
Критика чистого разума (серия ╚Философское наследие╩). М., Мысль, 1994.
7.
Г. Кантор
К обоснованию учения о трансфинитных множествах //Его же. Труды по теории
множеств. М., Наука, 1985. ≈ стр.173≈246.
8.
Г.Фреге
Основоположения арифметики (логико-математическое исследование о природе числа).
Томск, ╚Водолей╩, 2000.
[1]══ Определенным аналогом ╚дискретного╩ подхода
(непрерывность versus прерывность) М. Фуко в
области естествознания является ╚парадигмальный╩ подход
Т. Куна.
[2]══ Восходящий к ╚археологии╩ М. Фуко
вопрос об ╚историческом╩ единстве математики, т.е. является ли она единым
историческим феноменом, а не разрозненной цепью различных ≈ ╚дискретных╩ ≈
исторических практик, будем все время держать в уме на протяжении нашего
исследования, хотя начнем его с несколько наивного предположения об исторической
╚непрерывности╩ математической практики, вполне возможно значительной
модифицируемой, вплоть до постулируемых Фуко ╚разрывов╩, на протяжении ее
истории.
[3]══ Заметим, что отмеченный чуть выше ╚сериальный╩ подход М.Фуко очень близок к концепции ╚семейного сходства╩ Л. Витгенштейна, предназначенной для анализа феноменов с ╚размытыми╩ границами и не имеющим единого концептуального ядра, к которым можно отнести любой исторический феномен, в том числе и математическую деятельность (см. изложение концепции ╚семейного сходства╩ в [2, стр.110-111]). Уточняя нашу методологию в данном исследовании, можно сказать, что мы придерживаемся сильного варианта концепции ╚семейного сходства╩, при котором некоторое общее ╚ядро╩ (математической деятельности) ≈ пусть и довольно расплывчатое ≈ все же можно указать.
══ Оригинальный вариант концепции ╚семейного сходства╩, предлагаемый Витгенштейном, предназначен для работы с такими ╚размытыми╩ в концептуальном отношении феноменами, для которых единое общую черту (формально ╚общее╩) указать в принципе невозможно. Вот как Витгенштейн описывает свою концепцию ╚семейного сходства╩:
══ ╚66. Рассмотрим, например, процессы, которые мы называем ╚играми╩. Я имею в виду игры на доске, игры в карты, с мячом, борьбу и т.д. Что общего у них всех? Не говори ╚В них должно быть что-то общее, иначе их не называли бы ╚играми╩, но присмотрись, нет ли чего-нибудь общего для них всех. Ведь, глядя на них, ты не видишь чего-то общего, присущего им всем, но замечаешь подобия, родство, и притом целый ряд таких общих черт. Как уже говорилось: не думай, а смотри! Присмотрись, например, к играм на доске с многообразным их родством. Затем перейди к играм в карты: ты находишь здесь много соответствий с первой группой игр. Но многие общие черты исчезают, а другие появляются. Если теперь мы перейдем к играм в мяч, то много общего сохранится, но многое и исчезнет. Все ли они ╚развлекательны╩?... Во всех ли играх есть выигрыш и проигрыш, всегда ли присутствует элемент соревновательности между игроками? Подумай о пасьянсах. В играх с мячом есть победа и поражение. Но в игре ребенка, бросающего мяч в стену и ловящего его, этот признак отсутствует... А подумай о хороводах! Здесь, конечно, есть элемент развлекательности, но как много других характерных черт исчезает. И так мы могли бы перебрать многие, многие виды игр, наблюдая, как появляется и исчезает сходство между ними.
А результат этого рассмотрения таков: мы видим сложную сеть подобий, накладывающихся друг на друга и переплетающихся друг с другом, сходств в большом и малом.
══ 67. Я не могу охарактеризовать эти подобия лучше, чем назвав их ╚семейными сходствами╩, ибо так же накладываются и переплетаются сходства, существующие у членов одной семьи: рост, черты лица, цвет глаз, походка, темперамент и т.д. и т.п. И я скажу, что ╚игры╩ образуют семью╩ (ФИ, стр.110-111).
[4]══ Заметим, что предложенное двухчастное
разбиение единого математического псевдокомплекса на этом этапе является нашей
гипотезой, некоторые аргументы в пользу которой будут приведены ниже.
Принципиальным в данном случае является переход от единственности математики к
множественности математик, а вопрос о количественной стороне этого перехода в
данном случае не так важен. Например, если обратиться к работе Н. Бурбаки
╚Архитектура математики╩, в которой они якобы отстаивают ее ╚единство╩ можно
найти трехчастное разбиение математики на структуры топологии, алгебры и
структуры отношения порядка. К этому же близок и Г. Вейль, говорящий о
наличии в математике промежуточных между алгеброй и топологией структур
╚количественных╩, или порядковых, чисел [3, стр.26].
[5]══ Памятуя об отмеченной Фуко ошибке
╚поспешного единения╩, вполне возможно, что вместо единого понятия
╚бесконечности╩ необходимо говорить о двух бесконечностях: топологической
(непрерывной) бесконечности√континуальности и алгебраической (дискретной)
бесконечности-множественности. В этом случае ╚разрыв╩ между ╚алгеброй╩ и
╚геометрией╩ увеличивается.
[6]══ Вот как Прокл конституирует способность
воображения: ╚Именно поэтому иногда воображение решаются назвать ╚аффицируемым
умом╩. Однако же, если это ум, ≈ как он может быть аффицируемым и материальным?
И если он действует на основе аффектов, то правильно ли назвать его умом? Ведь
уму и умной природе (с чем, например, ╚работает╩ арифметика ≈ К.С.)
соответствует неаффицируемость, а сфера аффектов далека от нее. Впрочем, я
думаю. что воображение названо так в силу желания выявить его срединное
положение между самыми высшими и самыми низшими познавательными способностями:
╚умом╩ ≈ поскольку оно имеет сходство с наивысшими, но в то же время ≈
╚аффицируемым╩, поскольку оно имеет сродство с низшими (т.е. познанием через
органы чувств, как пишет Прокл чуть ниже ≈ К.С.)╩ [5,
стр.137].
[7] Заметим, что выделенная
╚внешняя╩ детерминация математического комплекса ╚внутри╩ пары ╚физика
versus метафизика╩, где ╚физика╩ и
╚метафизика╩ задают нижнюю и верхнюю границы возможного местоположение
математики, является как бы самой ╚внешней╩ детерминантой, т.е. одной из
детерминант по критерию апирорности. Если же мы несколько меняем критерий
анализа математического знания, например нас интересует не его априорность, а
близкие к ней степени его абстрактности, формальности (взаимоотношение с
логикой).., то можно выделять другие, ╚внешние╩ по отношению к математике,
╚интервалы╩. В этом случае картина ╚флуктуации╩ математики будет более
детальной, но его анализ усложняется. Поэтому здесь мы ограничимся заведомо
упрощенной ╚картинкой╩, пренебрегая различиями между указанными критериями, т.е.
понимаем ╚априорность╩ в расширенном ≈ неуточненном ≈
смысле.
[8] В задачи нашей работы не
входит детальное исследование той интеллектуальной революции в области
математики, которую совершил Р. Декарт. Некоторое представление о величии
этого революционного переворота можно почерпнуть из приводимых ниже цитат
исследователей творчества Декарта, взятых из учебника ╚Западная философия от
истоков до наших дней╩ Д. Реале и Д. Антисери (СПб, ╚Петрополис╩, т.3.
стр.208-211): ╚Геометрия греков может быть сравнима с изящной ручной работой,
алгебра арабов ≈ с автоматическим производством. Мы можем сказать, что
современная математика началась три столетия назад, когда алгебраические
механизмы стали применять в геометрии и изучение кривых, поверхностей,
геометрических фигур стало переводиться в изучение определенных уравнений╩
(Л. Ломбардо-Радиче); ╚Концепция Декарта наносит последний удар по
концепции греков, геометрия окончательно утратила свой титул королевы
математики, и на место геометрической математике приходит математика
алгебраическая┘Западная цивилизация, посредством применения двойного алгоритма в
физике и механике, трансформировала облик Земли. Из фазы ручного труда
математика перешла в фазу промышленного развития╩ (Э. Колериус).
Правда, здесь возможно и
следующее уточнение нашей позиции. ╚Алгебраизация╩ геометрии связана не только с
ее ╚арифметизацией╩, но и привнесением в математику (от арабов) собственно
алгебраической составляющей.
[9] Заметим, что Кант
существенно переосмысливает античную ≈ аристотелевскую ≈ ╚категориальную сетку╩,
выводя из ее состава категории ╚пространства╩ (╚места╩) и времени╩. Причем эта
редукция более радикальна, чем может показаться на первый взгляд, т.к. в
аристотелевской категориальной сетке (см. соответствующие главы аристотелевской
работы ╚Категории╩) по существу рассматриваются ╚сдвоенные╩ категории
пространства и времени: как разновидности ╚количественной╩ категории
(╚математизированные╩ аналоги пространства и времени как модусы непрерывного
количества) и как ╚физические╩ категории (собственно категории ╚места╩ и
╚времени╩ как таковые).
[10] Конечно, отношение Канта к
категории ╚времени╩ намного сложнее, чем это представлено здесь. ╚Время╩, в
отличие от ╚пространства╩ рассматривается Кантом не только как ╚чистое
чувственное созерцание╩, но и как ╚посредник╩ между чувственностью и рассудком.
Однако в контексте нашей работы этим можно пренебречь. Более подробно о
категории времени у Канта можно найти в оригинальной интерпретации
М. Хайдеггера ╚Кант и проблема метафизики╩, а также в обстоятельном анализе
В.И. Молчанова ╚Время и сознание╩.
Другим интересным развитием
темы, которую мы вынуждены оставить в данном тексте является ╚реабилитация╩
пространства в качестве (рассудочной) категории. Наметим здесь только основную
линию такой ╚реабилитации╩, оставаясь в рамках априоризма. ╚Пространство╩ как
априорное условие познания оказалась настолько значимым для эволюционного
выживания человека, что для повышения его биологической эффективности произошло
модификация рассудочной категории ╚пространства╩ в сущность более ╚низкого╩
уровня ≈ чистое чувственное созерцание ╚пространство╩, ╚работать╩ с которым
намного эффективнее из-за более быстрого ≈ без рассудочной рефлексии ≈ ╚времени
загрузки╩.
[11]══ Следуя выявленному нами феномену
исторического ╚чередования╩ ╚алгебраических╩ и ╚геометрических╩ периодов в
развитии математики, можно ожидать, что на смену ╚алгебраизации╩ математики
конца XIX ≈ начала XX вв., связанной с
деятельностью Кантора, Фреге, Гильберта, должен прийти ренессанс
╚геометрической╩ компоненты математического знания, что, видимо, и произошло в
середине XX в. и связано с появлением
теории категорий как мощной альтернативы теоретико-множественному подходу.
Неизбежным следствием этого является определенное понижение (внутреннего)
эпистемологического статуса математического знания при общем (как длительная
историческая перспектива) повышении степени ее
абстрактности.
[12]══ В этом отношении ╚метафизическая╩ позиция
Фреге гораздо радикальнее канторовской. В самом начале своей работы Г. Кантор ╚К
обоснованию учения┘╩ дает ставшее классическим определение множества: ╚под
╚множеством╩ мы понимаем соединение в единое целое определенных хорошо
различимых предметов m нашего созерцания или
мышления╩ [7, стр173]. Как показывает текстологический анализ работ
Г. Кантора здесь ╚предмет╩ понимается в обычном ≈ ╚эмпирическом╩ ≈ смысле,
а числа возникают путем абстрагирования от предметов, что дало основание
Г. Фреге рассматривать Г. Кантора как сторонника понимания математики
как опытной науки [8, стр.48].
[13]══ Я думаю. что мысль Фреге станет понятней,
если мы выразим ее так: ╚число (один) не может быть реальным, или
содержательным, предикатом╩. (ср. с известной кантовской фразой о том. что
╚бытие не является реальным предикатом╩). Т.е. таким предикатом, который
привносит нечто новое (содержание) в субъект суждения. Тем самым сказать ╚Солон
один╩ ≈ это просто сказать ╚Солон╩, а ╚добавка╩ термина ╚один╩ в первой фразе
ничего не добавляет к ╚содержанию╩ термина ╚Солон╩. В этом смысле языковое
употребление термина ╚один╩ сходно с использованием термина ╚бытие╩: ╚Солон╩
тождественен ╚(одному, существующему) Солону╩ в отличие от выражения ╚мудрый
Солон╩, которое высказывает нечто новое о Солоне, т.е. является синтетическим
суждением. Чуть позже Фреге приводит еще один пример, поясняющий его (и нашу)
мысль. ╚Помыслите (eine) и попробуйте, изменится ли
представление, если неопределенный артикль заменить числительным ╚один╩. Ничего
сверх того не происходит, в то время как слову ╚зеленый╩ в представлении
все-таки нечто соответствует╩ [8, стр.84]. Заметим, что фундаментальное различие
между числами и ╚реальными╩ предикатами закреплено уже в грамматике языка, т.к.
числа являются числительными, в то время как ╚реальные╩ (содержательные)
предикаты ≈ это прилагательные.
[14]══ Обратим внимание на определенную аналогию
между подходами Кантора и Фреге. Кантор расширил понятия числа за счет
возможности второй ≈ ╚надпорядковой╩ ≈ абстракции (см. его определение
╚кардинального числа╩). Фреге, аналогично Кантору, рассматривает числа как
характеристику не предметов, а понятий, т.е. как абстракцию второго уровня (см.
подробнее об этом ниже).
[15]══ Основанием для этого служит то, что понятие
╚априорного╩, как и любой концепт (в смысле Делеза-Гваттари) обладает сложной
составной структурой, которая в первом приближении может быть выражена таким
сложным термином как
╚априорное-абстрактное-формальное╩.