Известные
психологи мира * Биография и концепция З.
Фрейда
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Биография и
концепция З. Фрейда
В первобытной орде психика
человека, лишенная внутренних противоречий, еще не
расчленилась. Но между индивидами первобытной орды
существовали конфликты. На определенном этапе они
стали критическими, особенно на почве полового
соперничества. И "в один прекрасный день изгнанные
братья соединились, убили и съели отца и
положили,таким образом, конец патриархальной
орде... То, что он съели убитого, вполне
естественно для каннибалов-дикарей" (З. Фрейд.
Тотем и табу). Из этого исторического деяния
возникло "сознание вины"; и это было началом
собственно человеческой психики с ее расколом на
приведенные выше три инстанции. Каждый акт в
истории развития человеческой психики вызывался
каким-либо отказом от инстинкта. Особое значение
Фрейд придавал актам отказа от элементов полового
инстинкта. Так появилось табу на инцест. Значение
этого табу в прогрессивном развитии человечества
трудно переоценить.
br> Фрейд
понимал, что версия убийства сыновьями своего отца
из ревности не обязательно должна быть
реальностью. Ее можно заменить желанием смерти
отца. Все рассуждения Фрейда о психологии
первобытного человека свидетельствуют о глубоком
ее понимании и близки к современным
историко-этнографическим исследованиям.
Племенной период человеческой предыстории
состоял по Фрейду в вытеснении многих
инстинктивных побуждений. Он длился десятки тысяч
лет. Таким образом "Оно" становилось "хаосом,
бурлящим котлом возбуждений". "Оно" существует вне
времени, не знает добра и зла. Высокое напряжение
его комплексов требует разрядки. В процессе
развития цивилизации отношения между "Оно" и "Я"
можно уподобить всаднику и строптивой лошади.
Всадник ("Я") должен управлять строптивой лошадью
("Оно") и далеко не всегда ему это удается. В
последнем случае всадник может погибнуть от рук
племенного общества за несоблюдение табу, или от
сил природы за несоблюдение ее законов. Таким
образом "Я" должно вести борьбу на два фронта -
против "Оно" и против внешнего мира. другое. С
этими явлениями сталкивается большинство
родителей, но не понимает их значения и
последствий.
Зигмунд
ФрейдНо
трудности "Я" усугубляются еще тем, что оно само
расщепляется на собственно "Я" и "Сверх-Я""
которое, в свою очередь, требует все большего
вытеснения, поскольку становится хранилищем, а
позднее - нравственных норм и религиозных
заповедей. Таким образом, "Я" находится в
положении слуги трех строгих господ; и должно
делать все от него зависящее, чтобы примирить
запросы и требования всех трех. Эти требования
всегда расходятся и часто кажутся совершенно
несовместимыми. Не удивительно, что "Я" так часто
падает под ношей этой задачи.
Обратимся к
наиболее трудному понятию в концепции Фрейда -
комплексу Эдипа.
Комплекс Эдипа начинается
с первых фаз развития инфантильной сексуальности
ребенка. Вначале он направлен на грудь матери и
связан с инстинктом насыщения. Эту и последующие
фазы инфантильной сексуальности ребенка определяют
как аутоэротизм.
После двух лет жизни
ребенок снова обращается к внешнему миру, где он
находит сексуальный объект в своей матери. К отцу
у него амбивалентное отношение. Он видит в отце
свой идеал, восхищается им, идентифицирует себя с
ним, но в то же время видит в нем соперника в его
любви к матери. Отсюда желание избавиться от отца.
У мальчика генетически заложен комплекс виновности
перед инцестом и желанием смерти отца. Вина
усугубляется страхом наказания кастрацией,
особенно, если он увидит, например, при купании
сестрички, что она лишена пениса, которым он
гордится как символом мужской силы.
У
девочек комплекс Эдипа или комплекс Электры
(последний термин встречается редко не только в
художественной, но и в психоаналитической
литературе) проявляется во влюбленности в отца, на
пути которой уже становится соперница-мать.
Генетически обусловленная фаза комплекса
Эдипа, также генетически должна к пяти годам
смениться новой фазой. В благоприятных случаях,
хотя и редких, он полностью сублимируется в
социальных видах деятельности. Если же он просто
вытесняется в царство "Оно", индивид обречен на
неврозы, сексуальные психопатии и другие виды
патологии. Это может проявиться и в отдельном
индивиде, и в масштабе общества.
Мы
отметили, что концепция комплекса Эдипа вызвала
общественный скандал. Против Фрейда ополчились, в
первую очередь, "респектабельные родители". Фрейд
решил пойти на уступку обывательской морали,
возложив ответственность родителей на детей,
извращенности отцов предпочесть извращенность
детей.
Концепцию детской сексуальности и
эдипова комплекса Фрейд создал на основе
многочисленных фактов практического изучения их
проявления у своих пациентов, взрослых и детей. В
их теоретическом обобщении он мог опираться на
глубокое изучение антропологических,
историко-этнографических исследований и
современных ему открытий. Он также опирался на
основательное знание мифологического и
символического языка, которые вошли в его
теоретические построения. Но некоторым его словам
нельзя придавать буквальное значение. Так, слова
"сыновья убили" (из версии о первобытной орде) и
"желание смерти отца" (комплекс Эдипа) относятся
только к представлениям первобытного человека, его
мыслям об этом.
Фрейд вполне осознавал
гипотетичность своих теоретических построений, но
они были ему необходимы как рабочие гипотезы в
практической работе. Необходимо учитывать и то,
что фундаментальные современные
историко-этнографические труды не опровергают
этнографические модели Фрейда, которые ему
послужили опорой для разработки теории неврозов. В
современных монографиях прослеживается
историческое развитие от гаремной семьи
антропоидов к промискуитетному сообществу; далее к
зыбкому парному браку и другим семейно-брачным
отношениям, приведших, наконец, к моногамному
браку. Эта история была трудной и драматичной. Она
не могла не оставить следов в архетипах психики
человека.
Суть эдипова комплекса состоит в
проблеме инцеста и его преодоления. Драматизм этой
проблемы нашел свое отражение в древнейшей
мифологии. Ей отдал дань Софокл в трагедии "Царь
Эдип". Напомним ее содержание:
Фиванскому
царю Лаю была предсказана смерть от руки
собственного сына. Раб, которому было поручено
убить маленького царевича, спас ребёнка. Он был
доставлен коринфскому царю Полибу, назван Эдипом и
воспитан им.
Уже будучи взрослым, Эдип,
узнав от оракула, что ему предопределено роком
убить отца и жениться на матери, считая коринфских
царя и царицу своими родителями, покинул их. По
дороге в Фивы он в ссоре убил оскорбившего его
старика, который оказался Лаем. Эдипу удалось
освободить Фивы от чудовища Сфинкса. За это он был
избран царем Фив и женился на царице-вдове, его
матери. Эдип пользовался заслуженной любовью
народа. Но спустя много лет, когда дети его стали
взрослыми, на страну обрушился мор. Народ страдал
и вымирал. От оракула он узнал, что причиной
несчастья является убийца, которого следует
изгнать. Ему удалось узнать, что он убил отца и
женился на матери. Эдип ослепил себя и отправился
в странствие.
В наше время мы не можем
доказать или опровергнуть теоретическую гипотезу
комплекса Эдипа. Но наличие либидного комплекса у
детей не видят только те, кто не хотят его видеть.
В современной сексопатологии эдипов комплекс
признается научным и достоверным фактом.
|