Самостоятельная
работа 2.
Что такое добродетель и можно ли ей научиться?
Для написания этой работы, прежде
всего, постарайтесь понять ╚философскую╩ постановку вопроса, который
осуществляет Сократ в приведенном ниже отрывке. Попробуйте самостоятельно
ответить на следующие вопросы:
n Как
╚переворачивает╩ Сократ первоначальный вопрос Менона и на какой вопрос Сократ
заставляет отвечать собеседника?
n Отличаются ли
по смыслу термины ╚добро╩ и ╚добродетель╩?
n Является ли
╚зло╩ противоположностью ╚добра╩?
n Является ли
добродетель обычным ╚знанием╩, наподобие учебных дисциплин, преподаваемых в
школе и вузе?
n Правомерна ли
аналогия Сократа, в рамках которой феномен ╚добродетели╩ сопоставляется с
феноменами ╚здоровья╩, ╚силы╩... ?
n Сопоставим ли
феномены ╚добродетели╩ с феноменом ╚красоты╩?
n Можно ли
научиться добродетели? Достигается ли она путем упражнения? Дана ли она
человеку по природе? Или ╚достается она человеку ┘еще как-нибудь╩?
n Существуют ли
учебники добродетели, прочитав который человек ╚автоматически╩ становится
добродетельным? Может ли на роль такого учебника претендовать Библия?
n Существуют ли
учителя добродетели, которые могут обучить ей в той или иной степени всех, как,
например, учат современных школьников геометрии или правописанию?
n
Что же, по-Вашему, все-таки вкладывается в современное
понимание термина ╚добродетель╩?
МЕНОН (начальный фрагмент из диалога)
Что такое
добродетель и можно ли ей научиться?
Менон. Что ты
скажешь мне, Сократ: можно ли научиться добродетели? Или ей нельзя научиться и
можно лишь достичь ее путем упражнения? А может быть, ее не дает ни обучение,
ни упражнение и достается она человеку от природы либо еще как-нибудь?
Сократ. Прежде,
Менон, фессалийцы славились среди греков и вызывали восхищение своим искусством
верховой езды и богатством, теперь же, по-моему,═ они прославились еще мудростью, и не менее прочих ларисцы,
земляки твоего друга Аристиппа. А обязаны вы этим Горгию: ведь он, явившись к
вам в город, нашел множество поклонников своей мудрости ≈ сперва среди
Алевадов, из которых и твой поклонник Аристипп, а потом и среди прочих
фессалийцев. И от него же пошел у вас обычай, кто бы вас о чем ни спрашивал,
отвечать уверенно и высокомерно, как и положено знатокам; ведь так же и сам
Горгий позволял кому угодно из греков спрашивать о чем угодно и никого не
оставлял без ответа. А здесь, милый мой Менон, все обстоит наоборот: на
мудрость пошло оскудение, и, видно, из этих мест она перекочевала к вам. Задай
ты свой вопрос кому хочешь из здешних жителей, любой бы засмеялся и сказал:
╚Счастливым ты, видно, почитаешь меня, чужестранец, если думаешь, будто я знаю,
можно ли выучиться добродетели, или же она достигается иным способом. А я не
только не знаю, можно ей выучиться или нельзя, но и вообще не ведаю, что такое
добродетель╩. И со мной, Менон, точно так же: здесь я делю нужду моих сограждан
и упрекаю себя в том, что вообще знать не знаю, что же такое добродетель. А
если я этого не знаю, то откуда мне знать, как ее достичь? Разве, по-твоему,
возможно, вообще не зная, кто такой Менон, знать, красив ли он, богат ли,
знатен ли или же совсем наоборот? По-твоему, это возможно?
Менон. Нет, конечно.
Только вправду ли ты, Сократ, знать не знаешь, что такое добродетель? Так нам и
рассказать о тебе там, у себя дома?
Сократ. И не только
об этом расскажи, мой друг, но и о том, что я, кажется, нигде не встречал
человека, который бы это знал.
Менон. Как так?
Разве ты не встречался с Горгием, когда он здесь был?
Сократ. Конечно,
встречался.
Менон. Неужели же
тебе показалось, что и он не знает?
Сократ. У меня не
очень хорошая память, Менон, так что теперь мне трудно сказать, что мне тогда
показалось. Может быть, он и знает, да и ты знаешь, что он тогда говорил.
Поэтому напомни мне его слова. Или, если хочешь, скажи своими: ведь ты думаешь
так же, как он.
Менон. Да, не
иначе.
Сократ. Ну и оставим
его, тем более что его тут нет. Ты сам, Менон, ради всех богов скажи мне, что
такое, по-твоему, добродетель? Говори без утайки: ведь, к великому счастью, мои
слова окажутся ложью, если обнаружится, что и ты это знаешь, и Горгий, а я
сейчас утверждал, будто не встречал нигде человека, который бы это знал.
Менон. Не так уж
трудно сказать это, Сократ. Для начала возьмем, если хочешь, добродетель
мужчины: легко понять, что его добродетель в том, чтобы справляться с
государственными делами, благодетельствуя при этом друзьям, а врагам вредя и
остерегаясь, чтобы самому от кого не испытать ущерба. А если хочешь взять добродетель
женщины ≈ и тут нетрудно рассудить, что она состоит в том, чтобы хорошо распоряжаться
домом, блюдя все, что в нем есть, и оставаясь послушной мужу. Добродетель
ребенка ≈ и мальчика и девочки ≈ совсем в другом; в другом и добродетель═ престарелого человека, хоть свободного, хоть
раба. Существует великое множество разных добродетелей, так что ничуть не
трудно сказать, что такое добродетель. Для каждого из наших занятий и возрастов,
в каждом деле у каждого из нас своя добродетель. И точно так же, Сократ,
по-моему, и с пороками.
Сократ. Сдается,
Менон, что мне выпало большое счастье: я искал одну добродетель, а нашел как бы
целый рой добродетелей, осевший здесь, у тебя. Но все-таки, Менон, если я,
продолжая сравнение с роем, спрошу тебя, какова сущность пчелы и что она такое,
а ты скажешь, что есть множество разных пчел, как ты мне ответишь на мой второй
вопрос: ╚По твоим словам, их потому множество и потому они разные и не похожие
друг на друга, что они ≈ пчелы? Или же они отличаются не этим, а чем-нибудь
другим,≈ красотой, величиной или еще чем-либо подобным?╩ Скажи, что ответил бы
ты на такой вопрос?
Менон. Конечно, я
сказал бы так: ╚Одна отличается от другой вовсе не тем, что все они ≈ пчелы╩.
Сократ. А если бы я
потом спросил: ╚А теперь, Менон, скажи мне, чем, по-твоему, они вовсе не
отличаются друг от друга и что делает их всех одним и тем же?╩ Ну-ка, можешь ты
мне это сказать?
Менон. Могу.
Сократ. Но ведь то же
относится и к добродетелям: если даже их множество и они разные, все же есть у
всех у них одна определенная идея: она-то и делает их добродетелями, н хорошо
бы обратить на нее свой взгляд тому, кто отвечает и хочет объяснить
спрашивающему, что такое добродетель. Впрочем, может, ты не понял, о чем я
говорю?
Менон. Нет,
кажется, понял, но вот того, о чем ты спрашиваешь, я не постиг еще так, как
хотел бы.
Сократ. Что же,
Менон, ты только о добродетели думаешь, что она для мужчины ≈ одна, для женщины
≈ другая и так далее, или то же самое полагаешь и насчет здоровья, и насчет
роста, и насчет силы? По-твоему, у мужчины одно здоровье, у женщины ≈ другое?
Или же если оно ≈ здоровье, а не что иное, то идея его везде одна и та же, будь
то здоровье мужчины или кого угодно еще?
Менон. Мне кажется,
что одно и то же здоровье и у мужчины, и у женщины.
Сократ. А разве не
так обстоит и с ростом, и с силой? Если сильна женщина, то разве не та же самая
идея, не та же самая сила делает ее сильной? Под этим ╚та же самая╩ я разумею
вот что: от того, что есть сила вообще, не отличается никакая сила, будь она
хоть в мужчине, хоть в женщине. Или, по-твоему, все-таки отличается?
Менон. По-моему,
нет.
Сократ. А
добродетель отличается от того, что есть добродетель вообще, смотря по тому,
присуща ли она ребенку или старику, женщине или мужчине?
Менон. По моему
мнению, Сократ, тут все иначе, нежели в тех вещах.
Сократ. Как так?
Разве ты не говорил, что добродетель мужчины ≈ хорошо управлять государством, а
женщины ≈ домом?
Менон. Говорил.
Сократ. А разве
можно хорошо управлять ≈ государством ли, домом ли или чем угодно,≈ не управляя
рассудительно и справедливо?
Менон. Никак
нельзя.
Сократ. Что же, те,
кто управляет рассудительно и справедливо, управляют так не благодаря справедливости и рассудительности?
Менон. Конечно,
благодаря этому.
Сократ. Значит, и
мужчина и женщина, если хотят быть добродетельными, оба нуждаются в одном и том
же ≈ в справедливости и рассудительности.
Менон. Это
очевидно.
Сократ. Дальше.
Разве старик или ребенок, если они невоздержны и несправедливы, могут быть
добродетельными?
Менон. Ни за что!
Сократ. А если
рассудительны и справедливы?
Менон. Могут.
Сократ. Значит, все
люди добродетельны на один лад: достигнув одного и того же, они становятся добродетельными.
Менон. Видимо, так.
Сократ. Но ведь если
бы не была их добродетель одна и та же, то они не были бы добродетельны на один
лад?
Менон. Конечно,
нет.
Сократ. Так вот,
если добродетель у всех одна и та же, попытайся теперь припомнить и сказать,
что она такое, по словам Горгия, да и по твоим тоже.
Менон. Что же еще,
как не способность повелевать людьми? Скажу так, раз уж ты добиваешься одного
ответа на все.
Сократ. Да, этого-то
я и добиваюсь. Но что же, Менон, и у ребенка та же добродетель? И у раба ≈ способность
повелевать своим господине, маешь,
что раб может быть повелителем?
Менон. Вовсе не
думаю, Сократ.
Сократ. Да, это было
бы нелепо, мой милый! А теперь посмотри еще вот что. Ты говоришь: ╚способность
повелевать людьми╩. А не добавить ли нам к этому ╚справедливо, а не
несправедливо╩?
Менон. Я согласен с
тобою, Сократ: ведь справедливость есть добродетель.
Сократ. Вообще
добродетель или одна из добродетелей, Менон? Менон. Как ты говоришь?
Сократ. Как о любой
другой вещи. Так же, если хочешь, как сказал бы, например, о круглом: что это ≈
одно из возможных очертаний, а не просто очертание. А сказал бы я так потому,
что существуют и другие очертания.
Менон. Это ты
правильно говоришь. И я тоже говорю, что кроме справедливости есть еще и другие
добродетели.
Сократ. Какие же?
Скажи. Ведь я назвал бы тебе другие очертания, если бы ты мне велел, вот и ты
назови мне другие добродетели.
Менон. По-моему, и
мужество ≈ добродетель, и рассудительность, и мудрость, и щедрость, и еще
многое.
Сократ. Опять,
Менон, случилось с нами то же самое: снова мы отыскивали одну добродетель, а
нашли множество, только иным способом, чем прежде. А ту единственную, что есть
во всех них, мы не можем найти.
Менон. Да, Сократ,
я никак не могу найти то, что ты ищешь, и извлечь из всех единую добродетель,
как делали мы с другими вещами.
Сократ. Ничего
удивительного. Однако я постараюсь, если только мне будет под силу, подвести
нас к этому. Ты ведь понимаешь, что так обстоит со всем. Если б тебя спросили в
таком же роде, как я сейчас спрашивал: ╚Что такое очертания, Менон?╩ ≈ и если
бы ты отвечал: ╚Круглое╩,≈ а тебя спросили бы, как я: ╚Что же, круглое ≈ это
очертание вообще или одно из очертаний?╩ ≈ ты бы, конечно, сказал, что одно из
них.
Менон. Так и сказал
бы.
Сократ. И не потому
ли, что есть еще другие очертания?
Менон. Именно
поэтому.
Сократ. А если бы
тебя спросили вдобавок, какие это очертания, ты назвал бы их?
Менон. Конечно.
Сократ. А если б
задали тебе точно такой же вопрос насчет цвета ≈что он такое≈и, услыхав твой
ответ, что цвет ≈ это белое, опять спросили бы: ╚Что же, белое ≈ это цвет
вообще или один из цветов?╩ ≈ ты ведь сказал бы, что это один из цветов, потому
что есть и другие?
Менон. Ну конечно.
Сократ. И если бы
велели тебе назвать другие цвета, ты назвал бы такие, которые ничуть не менее
цвета, чем белый?
Менон. Назвал бы.
Сократ. А если бы
дальше повели разговор, как я, и сказали бы тебе: ╚Все-то время мы возвращаемся
ко множеству. Но не о том у нас речь; ведь ты многие вещи называешь одним
именем и говоришь, что все они не что иное, как очертания, даже если они
противоположны друг другу; так что же это такое, включающее в себя круглое
точно так же, как прямое, ≈ то, что ты именуешь очертаниями, утверждая, что
круглое и прямое ≈ очертания в равной мере?╩ Или ты говоришь иначе?
Менон. Нет, так.
Сократ. Но если ты
так говоришь, то, по твоим словам, круглое ничуть не больше круглое, чем
прямое, а прямое ничуть не больше прямое, чем круглое?
Менон. Вовсе нет,
Сократ.
Сократ. Все же ты
говоришь, что круглое есть очертание ничуть не больше, чем прямое, и наоборот?
Менон. Вот это
верно.
Сократ. Что же тогда носит имя ╚очертания╩? Попробуй ответить.
Если тому, кто задает тебе такие вопросы насчет очертаний или цвета, ты скажешь:
╚Никак я не пойму, любезный, чего ты хочешь, и не знаю, о чем ты говоришь╩, ≈
он, наверное, удивится и возразит: ╚Как это ты не поймешь?! Я ищу, что во всех
этих вещах есть одинакового╩. Или же и на такой вопрос, Менон, тебе нечего
будет ответить: ╚Что же в круглом, и в прямом, и во всем прочем, что ты
называешь очертаниями, есть общего?╩ Попробуй сказать ≈ так ты и подготовишься
к ответу о добродетели.
(Платон Менон //Его же.
Сочинения в 4 т. Т. 1, стр.575 ≈ 579)
Для более детальной
проработки темы реферата прочитайте целиком диалог ╚Менон╩ (электронный вариант
этого диалога есть на сервере www.philosophy.ru). Внимательно
разберитесь в его структуре. В этом вам могут помочь примечания к диалогу,
подготовленными русским философом А.Ф. Лосевым (см. собрание сочинений
Платона). Отметим также, что проблема добродетели обсуждается также в других
диалогах Платона, например в диалогах ╚Эвтидем╩ или ╚Протагор╩.