См. Классификации архитектур (http://parallel.srcc.msu.su/computers/taxonomy/)
?..
dataflow-компьютер - система, управляемая потоком данных
Многомашинный параллелизм, многопроцессорный параллелизм, параллелизм на уровне процессора (конвейеры, векторные команды)
?...
См. БЭСМ-6 (http://parallel.srcc.msu.su/history/besm6.html)
Принцип конвейера: сложная команда (N тактов) выполняется последовательно на конвейере из N независимо работающих функциональных устройств, каждое из которых выполняет элементарную операцию за 1 такт; при этом различные команды могут выполняться одновременно на различных стадиях конвейера. При полной загрузке конвейер за 1 такт принимает на исполнение 1 сложную команду и выдает 1 результат, несмотря на то, что команда выполняется за N тактов. Наилучшая загрузка конвейера достигается при использовании векторных команд.
См. CRAY-1 (http://parallel.srcc.msu.su/history/cray1.html)
SMP (общая память),
MPP (распределенная память, работа с передачей сообщений), cc-NUMA (память физически разделенная по узлам, но логически общедоступная);
См. типичные классы многопроцессорных компьютеров
(http://parallel.srcc.msu.su/computers/classes.html)
Примеры: см.
Наиболее распространенные современные суперкомпьютеры
(http://parallel.srcc.msu.su/computers/computers.html)
Системы с общей памятью: скорость обменов, простота программирования и перераспределения нагрузки. Системы с распределенной памятью: масштабируемость (до тысяч процессоров).
1) через общую память; 2) через каналы передачи информации (коммутатор)
CISC: много сложных команд; команды имеют
разную длину и время выполнения;
удобство для программиста (разработчика компилятора),
но недостаточная эффективность исполнения команд процессором. Примеры: линия x86.
RISC: одинаковая длина и одинаковый формат команд;
операндами команд могут быть только регистры;
команды выполняют только простые действия (обычно за 1 такт);
большое количество регистров общего назначения.
RISC предоставляет компилятору большие возможности по оптимизации кода.
См. также: http://www.citforum.ru/hardware/svk/glava_4.shtml
Страничная организация памяти, аппаратура трансляции виртуальных адресов в физические, аппаратура защиты страниц, привилегированные команды, аппаратура прерываний.
Аппаратура прерываний в БЭСМ-6: В процессоре предусмотрены регистры ГРП (главный регистр прерывания) и РМ (регистр маски); каждому биту в этих регистрах соответствует 1 тип (причина) прерывания. Старшая половина ГРП отвечает за внутрипроцессорные прерывания (особые ситуации), младшая - за наличие. Маскированные (в соответствии с битом в РМ) прерывания игнорируются. В случае наличия 1 в каком-либо бите ГРП и разрешенности этого прерывания, все прерывания запрещаются и управление передается по фиксированному адресу (вызывается процедура-обработчик прерываний).
?...
Регистры ЦП - кэш L1 - кэш L2 - оперативная память - дисковая память -
устройства резервного копирования.
Иерархия памяти современных компьютеров строится на нескольких уровнях,
причем более высокий уровень меньше по объему,
быстрее и имеет большую стоимость в пересчете на байт, чем более низкий уровень.
Кэш - очень быстрая память сравнительно небольшого объема
(обычно на статических микросхемах), логически располагающаяся
между ЦП и оперативной памятью.
Кэш состоит из строк (блоков небольшого размера);
каждая кэш-строка, кроме блока информации, содержит
адрес начала блока в оперативной памяти и тэги (в т.ч. признак
"валидности" строки, бит модификации, информация LRU-алгоритма и др.).
Ассоциативный кэш: сли одна строка в оперативной
памяти может быть отображена на одну из N кэш-строк,
то число N есть ассоциативность кэша.
Кэш с прямым отображением (direct mapped): каждая строка основной памяти может быть отображена только в
одну фиксированную строку кэш-памяти.
Существуют несколько алгоритмов стратегий кэш-строк при кэш-промахах,
в т.ч. случайная и LRU.
Существуют несколько стратегий записи, в т.ч.
write-through (запись в кэш и одновременно в основную память) и
write-back (запись в оперативную память только при сбросе кэш-строки).
Эффективность использования кэш-памяти зависит от свойств
временной и пространственной локальности обращений к памяти
в конкретной программе (т.е. чем больше доля обращений к близким или повторяющимся
адресам, тем ниже частота кэш-промахов).
Виртуальная память - адресное пространство задачи, т.е. память, адресуемая приложением. Является необходимым аттрибутом многозадачной среды. Преимущества виртуальной памяти: защита данных операционной системы и задач от некорректных действий других программ; разделение небольшой физической памяти между задачами; ускорение запуска программ (нет необходимости загружать в память сразу весь код и данные). Виртуальные адреса преобразуются в физические с помощью специальной аппаратуры и таблиц трансляции; в случае, если запрашиваемых данных нет в оперативной памяти, срабатывает соответствуюшее прерывание, обрабатываемое диспетчером ОС.
Канал - устройство, служащее для организации обмена между памятью центральной ЭВМ и устройствами В/В; работает параллельно с ЦП. Канал обычно обслуживает несколько внешних устройств. Набор правил для сопряжения внешнего устройства с каналом называется интерфейсом канала. Стандартизация интерфейсов позволяет разрабатывать внешние устройства независимо от ЭВМ. Примеры интерфейсов: ISA, PCI, MCA. Непосредственное управление внешним устройством - функция контроллера.
Селекторный канал в некоторый момент времени выбирает
один из свох подканалов и полностью переключается на работу
с соответствующим устройством. Селекторные каналы
удобны при работе с "быстроговорящими" внешними устройствами
(т.е. такими, у которых средняя скорость выдачи информации на интерфейс
близка к пределной пропускной способности канала).
Мультиплексорный канал
позволяет нескольким устройствам вести обмен одновременно. Такие
каналы подходят для обслуживания относительно медленных внешних устройств.