| Первая страница | Словарь | Библиотека | Поиск | Форум | Historic.Ru | История | Мифология | Религия | География | Музей Лувр | Рефераты | Каталоги |

CD-версия библиотеки по истории и мифологии (Historic.Ru)
CD-версия библиотеки по философии (Filosof.Historic.Ru)
200 альбомов MP3 для бальных танцев на DVD!


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Сковорода

Сковорода Григорий Саввич (1722-04) - украинский просветитель-демократ, философ, поэт. Сын малоземельного казака. Образование получил в Киево-Могилянской духовной академии (1738-41; 1744-50). Отказавшись от духовной карьеры, избрал путь странствующего проповедника? философа. На мировоззрение С. оказали воздействие идеи платонизма, стоицизма, патристики, философов нового времени (Лейбница и др.), Феофана Прокоповича и Ломоносова. В решении оси. вопроса философии С. допускал колебания между материализмом и идеализмом, но во мн. проблемах стоял на материалистических позициях. Следуя за Ломоносовым, он пришел к заключению о вечности и бесконечности материи, о господстве в природе закономерных связей, к признанию природы причиной самой себя («Дружеский разговор о душевном мире», 1775). Дуалистические колебания С. привели его к созданию теории «трех миров», объемлющих собой все существующее: «макрокосм» (природа), «микрокосм» (человек) и «мир символов» (Библия), причем каждый из них состоит из двух натур - «внешней» (материальной) и «внутренней» (духовной). С.-старался снять противоречия между духовным и материальным началами путем объединения понятий «бог» и «природа», считая их тождественными, что типично для пантеизма, в. признавал беспредельность человеческого познания, но связывал исследование природы о необходимостью внутреннего самоанализа и признанием «мира символов». С. резко критиковал официальную религию за ее догматизм и схоластику, пропагандируя враждебное церкви гелиоцентрическое учение Коперника («Потои змиин», 1791, и др.), высмеивал порочность и тунеядство священников. Этические проповеди самого С. были облечены в религиозную форму, свя-з заны с поисками религии «любви и добродетели». Он выступал за интересы народа, призывал покончить а бесправием и невежеством трудящихся, но его решение социальных проблем носило утопический характер, поскольку гл. фактором в создании нового об-ва С. считал моральное начало. С. выдвигал передовые для своего времени идеи о «сродном» (творческом) труде, общности имущества, любви и равенстве как основе общественной жизни. Работы С. не издавались при его жизни, но имели широкое хождение в рукописных списках.


Источники:

  1. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. - 445 с.

© Алексей Злыгостев, дизайн, подборка материалов, разработка ПО 2001–2005
Все права на тексты книг принадлежат их авторам!

При копировании страниц проекта обязательно ставить ссылку:
"Электронная библиотека по философии - http://filosof.historic.ru"
Сайт создан при помощи Богданова В.В. (кафедра истории и философии ТРТУ)

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100