|
|
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я ЧаадаевЧаадаев Петр Яковлевич (1794 - 1856) - рус. мыслитель и общественно-политический деятель. Род. в дворянской семье. Участвовал в воине 1812-14. По возвращении в Россию вступил в «Союз благоденствия» (1819), затем в «Северное общество» (1821). В 1823-26 находился за границей, встречался с Ф. Ламенне и шелкингом. В 1828-30 пишет серию знаменитых «Философических писем», первое из к-рых было опубликовано в 1836 в журнале «Телескоп». Оно, по словам Герцена, потрясло мыслящую Россию, вызвало возмущение монархических кругов. «Телескоп» был закрыт, его редактор Надеждин сослан, а Ч. объявлен сумасшедшим. В 1837 Ч. написал «Апологию сумасшедшего», а в 40-е гг. вместе с Герценом и Грановским участвовал в борьбе западников против славянофилов. Ряд статей Ч. распространялся в списках. Мировоззрение Ч. до 1823 было типичным для прогрессивно настроенного дворянина России того времени, воспитанного на идеях фр. энциклопедистов и рус. просветителей-антикрепостников 18 в. Позже Ч. переходит на позиции католицизма, хотя его католицизм был, по существу, формой социальной утопии. Анализ «Философических писем» показывает, что Ч. и в Этот период остается противником самодержавия, православия и крепостничества. Его критика существовавшего в России строя была с восторгом встречена передовыми рус. людьми. Публикация первого «Философического письма» имела большое значение для задавленной гнетом страны, как первый после 25 декабря 1825 открытый протест против самодержавия и крепостничества. Философия Ч. обосновывала верховную роль божественного закона в природе и об-ве. В целом он стоит на т. зр. объективного идеализма, включая в какой-то мере в содержание своих взглядов идеи естественных наук. Наиболее общие законы мира человек, по Ч., не способен постичь без откровения свыше. Приме--нив этот принцип в философии история, ч. пришел к выводу о решающей роли божественного откровения в развитии об-ва. В связи с этим он считает гл. средством осуществления «царства божия» на земле религиозное воспитание человечества. Грядущее «царство божие» Ч. понимал как гражданское об-во, в к-ром господствует равенство, свобода и демократия. В связи с этим он заявлял, подобно Ламенм не и Сен-Симону, о необходимости модернизации католицизма. Религиозная форма его взглядов привела к тому, что он оказался в стороне от общего подъема рус. революционно-демократического движения и его идеологии, склонялся к историческому песч симизму. Противоречивость мировоззрения Ч. была поводом для того, чтобы, вопреки истине, веховцы и др. фальсификаторы рус. общественной мысли зачислили Ч. в лагерь мистиков, чуждых передовым социальным интересам и устремлениям. Источники:
|
©
Алексей Злыгостев, дизайн, подборка материалов, разработка ПО
2001–2005 Все права на тексты книг принадлежат их авторам! При копировании страниц проекта обязательно ставить ссылку: "Электронная библиотека по философии - http://filosof.historic.ru" Сайт создан при помощи Богданова В.В. (кафедра истории и философии ТРТУ) |