| Первая страница | Словарь | Библиотека | Поиск | Форум | Historic.Ru | История | Мифология | Религия | География | Музей Лувр | Рефераты | Каталоги |

CD-версия библиотеки по истории и мифологии (Historic.Ru)
CD-версия библиотеки по философии (Filosof.Historic.Ru)
200 альбомов MP3 для бальных танцев на DVD!


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

эмпириокритицизм

Эмпириокритицизм («критика опыта»), или махизм,- субъективно-идеалистическое течение, основанное Авенариусом и Махом. Считая осн. законом познания «экономию мышления», э. «очищает» понимание опыта от понятий материи (субстанции), необходимости, причинности и т. д. как «априорных апперцепции» (рассудочных понятий), якобы незаконно привносимых в опыт. В итоге Э. выдвигает представление о мире как совокупности- «нейтральных элементов», или ощущений. Вводя учение о принципиальной координации, т. е. неразрывной связи субъекта или объекта, Э. превращается в систему субъективного идеализма. Э. - возрождение берклианства и юмизма, прикрываемое требованием нейтральности в философии. Э. был связан также с кризисом в физике, со школой физического идеализма. Критикуя Э., Левин в работе "Материализм и эмпириокритицизм" раскрыл реакционную социальную роль этого философского течения, его связь о фидеизмом. Э. выступал в качестве разновидности позитивизма («второй позитивизм»). Наряду с Авенариусом и Махом к Э. принадлежали И. Петцольдт, Ф. Карстакьен, Р. Вилли, Ф. Адлер, Богданов, В. Базаров и др. Продолжением «антиметафиэического» учения Э. стад неопозитивизм.


Источники:

  1. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. - 445 с.

© Алексей Злыгостев, дизайн, подборка материалов, разработка ПО 2001–2005
Все права на тексты книг принадлежат их авторам!

При копировании страниц проекта обязательно ставить ссылку:
"Электронная библиотека по философии - http://filosof.historic.ru"
Сайт создан при помощи Богданова В.В. (кафедра истории и философии ТРТУ)

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100